Доба барокко


Следующая эпоха, которая наступает после времени Возрождения, - это время Нового времени, которое начинается в ХУИИ ст. К чувственному опыту познания природы приобщаются рациональные методы познания и моделирования законов природы. Изучение мира ведет к полезному применению этих закономерностей в человеческой деятельности. Рационализм эпохи вырос из успехов математических и естественных наук. Опыт перестает быть индивидуальным, а об'ективизуеться с помощью умозрительных понятий. Лидером культуры становится наука, в отличие от лидерства искусства во время Возрождения. Кроме метода барокко, в рамках новочасового художественного мышления ХУИИ-ХУИИИ ст. возникают и другие стили в искусстве - классицизму и реализму.

Доктрина искусства барокко, родиной которого является Италия, складывалась под воздействием факторов контрреформации и художественной политики католической церкви. Красота должна была служить воспитанию набожности. Искусство барокко поражало воображение необыкновенностью замысла и выполнения, преувеличенным пафосом, ему свойственные внешняя театральность, сообщение идеализации с натурализмом страстей : возбуждать удивление - задача поэта на земле. В религиозных сюжетах художников и скульпторов повышенный интерес к чудесам, мученичеству, где ярко могли выявить себя любимые в этом стиле гиперболичность и патетика. В архитектуре преобладает тяготение к ансамблю городских площадей вместе с дворцами, паркой, фонтанами, скульптурами, городские и загородные резиденции построены на синтезе архитектуры и скульптуры, подчиненные общему декоративному оформлению.

Искусство барокко развивалось прежде всего в католических странах Европы : в Италии, Испании, Португалии и их колониях, в Фландрии, частично во Франции, проникло в Польшу, балтийские страны, а в ХУИИИ ст. в Украину и Россию, дало заметные достижения в Австрии и Германии. В ХУИИ ст. Выдающимися мастерами в скульптуре и архитектуре римского барокко были Джованни Бернини (скульптуры "Экстаз св. Терезы", фонтана с фигурой Тритона, церкви св. Андреа аль Квиринале) и Франческо Борромини дома Ораторио ди Сан Филиппо Нери, церкви св. Иво алля Сап'енца. Болонськи академисты брать Караччи и реалистичное течение Караваджио привели к возникновению барокко в живописи Италии, представленное именами Гверчино, Доменико Фетти, Луки Джордано, Бернардо Строцци, Сальватора Розы, Александро Маньяско, Джузеппе Креспи. Рим был центром, откуда искусство Барокко распространялось к другим странам. В Риме побывал и П. Рубенс, жили Пуссен и Лоррен, Веласкез.

Барокко появляется в Германии на последнем этапе своего развития (подобно как в Х-ХИ пизньовизантийське искусство на Руси-Украине). Позднее барокко Германии воплотилось в богатых архитектурных формах Дрезденского королевского дворца Цвингер, дворцах архиепископов в Зальцбурзи, монастырских зданиях. Под воздействием местной традиции тип иезуитского храма изменился: фасад по образцу готических храмов вложено в рамки двух одинаковых башен, экстерьер и интерьер заполнены декором, растительными орнаментами и фигурами, которые сплавляются с настенной живописью в единственную напряженную целостность. Храмы и соборы в Германии строились чаще на открытом пространстве и больше связаны с пейзажем, чем с городским окружением, в отличие от Италии. Архитектор Фишер фон Ерлах является автором церкви св. Карла в Вене, барокових зданий в Праге. Балтазар Нойман построил резиденцию в Вюрцбурзи (Южная Германия). Шлютер является автором королевского замка в Берлине.

Немецкое барокко проявилось в поэзии ХУИИ-ХУИИИ ст., и наивысшие его достижения - в музыке, которая тогда заполняла немецкие дворцы и церкви. В музыке композитора Иоганна Себастьяна Баха время барокко сказало лучше всего и наиболее возвышенно. Бах, автор глубоких по содержанию органных и хоровых произведений, открывает перед слушателем безграничную даль и то подносит его на наивысшие высоты, то проникает своими звуками в земные чувства. В искусстве фуги мелодичные плоскости переплавлены в точно рассчитанной замечательной и прозрачной гармонии, которая напоминает стройные архитектурные формы. В Пассиях за св. Иоанном и Матвеем звучат возвышенные и поражающие духовные драмы человека и мира.

Композитор Георг Фридрих Гендель в своих ораториях, то есть больших произведениях для хора, оркестра и солистов, воспевает голосами могучих хоров и героев события, которые определили судьбу целых народов, их печаль и радости. У Баха и Генделя бароковий пафос выражает глубины настоящих чувств и самой искренней теплоты.

Фламандская живописная школа ХУИИ ст., переняв от итальянцев барокови черты, в то же время, особенно в творчестве Рубенса, з-посеред других европейских школ больше всего сохранила ренессансные традиции. Рубенс был одним из последних западноевропейских гуманистов-художников, творчество которого несло радость, витальнисть и погожая. Питер Пауль Рубенс рисовал в стиле барокко, его персонажам присущее полнокровная и здоровая жизнеспособность, великолепие телесных форм (141, 143, 146-149, 152). Последователем Рубенса был Ван Дейк (ИИИ, 150, 151). Автором бытового жанра был фламандец Якоб Йорданс, трезвый реалист, его живопись сочный и свободный ((ИИИ, 142), здесь ощутимое влияние Караваджио.

Влияние фламандской школы, в частности Рубенса, было очень значительным: на портретный жанр в Испании и Англии, на религиозные композиции в Голландии, иконопись Италии, колористику Ватто во Франции, сюжеты Делакруа.





Вернуться назад