Роль и место христианства в истории Европы 9-13 в.


За эпохи Средневековья 9-13 века христианская идеология проникает во все сферы Общественной жизни, покоряя себе философию, науку, искусство. Светская и духовная власти взаимно дополняют друг друга: могучие феодалы были в то же время и всесильными церковниками. Искусство этого периода мало выразительно религиозный характер. Физически и духовно совершенный человек ведущий мотив античного искусства — больше не привлекает внимания художников. Отныне проповидуються аскетические идеалы, вера в потусторонний мир становится могучими орудиями в руках церкви, диктует искусству основную тематику.

Искусство Византии было подчинено догмам христианства. Художник полностью зависел от выработанных раз и навсегда, установленных православной церковью канонов. Значительные достижения искусства Византии связаны с храмным строительством. Шедевром ранневизантийской архитектуры является собор св. Софий в Константинополе (532-537 гг. ). Это огромное и массивное сооружение высотой 55 м. В основе ее композиции — тринефна базилика — удлиненное, прямоугольное здание. Высокий свод увенчивался гигантским куполом (его диаметр — 31м), окруженным с обеих сторон полукуполами. Сорок узких окон, размещенных в основе центрального купола, пропускают во внутреннее помещение светло, благодаря чему конструкция кажется легкой и просторной.

Позже, в IX в., господствующим в архитектуре становится так называемый крестово-купольный тип церковных сооружений. Эти храмы увенчивались банями-куполами. Примером памятников такого типу является храм Феодора в Афинах.

К выдающимся памятникам византийской архитектуры принадлежат храмы, построенные в Равенни, : тринефна базилика Сан Аполинаре (в 549 г. ) и центральнокупольна церковь Сан Витале (526-547 гг. ), украшенные роскошными мозаиками.

На Византийскую живопись, которая, к сожалению, плохо сохранилась до наших времен, заметно повлияли эллинистические традиции. Мозаика в церквях Никеи, Равенни и Фессалоник, фрески в Кастельсеприоб изображают сцены, связанные с жизнью Христа.

Представления о раннем периоде живописи Византии дают мозаики Равенни, в частности церкви Сан Витале. Среди лучших — композиции "Император Юстиниан с почтением" и "Императрица Феодора с почтением". Цветная гамма мозаик насыщена яркими золотистыми, белыми, голубыми, красными красками, которые мерцают и переливаются.

Живописная культура Византии достигает расцвета в IX — X ст. К этому периоду принадлежат мозаики церкви св. Софий, которые изображают сцены мифических персонажей и исторических лиц, : император Лев Мудрого перед троном Христа, император Константин дарит Богоматерь основанный им город и тому подобное. Объемное моделирование, портретное сходство, благородные пропорции фигур, контрастная, многоцветная гамма характеризуют эти мозаики.

Образцы более поздних мозаик сохранились в церквях Успения в Никее и Дафни (около Афин). Мозаики здесь складывают органическое единство с конструкцией храмов. Они размещены в верхней части зданий и хорошо согласованы с общими архитектурными формами.

Сокрушительного удара Византийской империи в начале XIII ст. нанесли крестовые походы. Храмы и дворцы были ограбленные, художественные ценности — вывезены, мастера, которые остались живыми, эмигрировали. Однако уже на грани XIII и XIV ст. в византийской культуре началось своеобразное возрождение искусства.

Возвращение к традициям античности воспринималось как утверждение своего национального стиля. В живописи в это время расширяется сама тематика, в композициях преобладают повествовательные элементы, растет роль пейзажа. Стены храмов укрывают многослойными фресками, больше используется декор. Известными достопримечательностями этого времени являются мозаики монастыря Хора в Константинополе. Сцены на библейские, сюжеты проникнуты жизненной достоверностью и эмоциональностью.

Значительного развития достигает в Византии иконописное искусство. Во многих музеях мира хранятся замечательные образцы византийских икон. Третьяковську галерею украшает знаменитая икона Владимирской богоматери, привезенная с Византии до Киевской Руси еще в VII ст. Она воплощает благородство, нежность, материнскую красоту. К женскому лицу гребет дитя. Мать будто предчувствует трагическую судьбу сына. В ее глазах застыла печаль. Один из шедевров живописи — икона "Двенадцати апостолов" — находится в Музее изобразительного искусства в Москве. Работе свойственны четкий композиционный ритм, тематически-смысловое родство, благородство красок.

Значительное место в византийской художественной культуре занимала миниатюра. Она в значительной степени отбивала реальную действительность, кое-где наследуя античную традицию. К лучшим произведениям следует отнести Парижский псалтырь (X ст. ). В миниатюре "Давид, который играет на лютне" образ музыканта привлекает реализмом, значительное место в композиции занимает пейзаж.





Вернуться назад