Мастерство парикмахеров междуречья

Главная - Культура - Мастерство парикмахеров междуречья

Почти одновременно с Древним Египтом в плодородной долине рек Тигру и Евфрату образовались первые города-государства. В этой местности, которую называют Мессопотамией — Междуречьем, жил народ с высокой культурой. Он строил храмы, засевал ланы, умел писать, овладевал математикой, астрономией, считал время, строил колесницы, корабли, ковал изделия из меди, выдавал законы, сочинял стихи, писал музыку, создавал шедевры ювелирного искусства, скульптуры и владел самыми сложными технологиями выполнения причесок. Это был народ Шумеру с самым старым городом Междуречье — Ериду. Около 2100 г. к н. е. возникло царство города Ур. Возглавлял государство царь-жрец. В XVIII ст. к н. е. власть перешла к царям Вавилону, потом началось господство могучей деспотичной Асирий, которая в свою очередь в конце VII — в начале VI ст. к н. е.

подпала под власть Вавилону. Время не донесло до нас всего богатства этих культур. Лишь из каменных цветных барельефов, которые украшали стены дворцов, парадных ворот, ступенчатых пирамид-зикуратив, мы можем представить внешность жителей этих древних стран.

Население Междуречья называло себя «саггиг» — черноволосые (чернокосые). Тысячу лет назад пышное, блестяще, мягкие и красиво заключенные волосы представляли особенно важный, даже главный элемент внешнего вида не только женщин, но и мужчин — жителей одного из городов Междуречье — Вавилону (рис. 1. 19).

История Вавилону насчитывает около 1500 лет (начало II тыс. к н. е. — в 539 г. к н. е. ). История Ассирий несколько более коротка (XIV ст. к н. е. — в 605 г. к н. е. ). Они были соседями и часто воевали между собой.

На скульптурных рельефах можно увидеть сильных, крепких воинов с длинной квадратной или прямоугольной бородой и волосами почти до плеч (рис. 1. 20 а, б). Цвет и густота волос были критериями красоты. И хотя основным считался черный цвет, известные случаи, когда еще в IV тыс. к н. е. шумеры пытались изменить цвет своих волос, используя для этого охру. Позже для окрашивания волос применяли хну и басму.

Женские и мужские прически Междуречья были подобны. Чаще всего их делали на продленных волосах. Они состояли из мелких, одинакового размера локонов, которые размещали горизонтально в несколько рядов, потом их изменяли от лица, укладывая волосы очень четкими жесткими волнами («холодная волна»). Волнам уделяли особенное внимание, их выполняли с помощью пальцев рук или специальных металлических стержней, предварительно нагретых на огне.

В сложных прическах сочетали разнообразные элементы. Иногда в одной модели можно было увидеть волны разных размеров, локоны, завитки, букли, жгуты, косички. Большинство мужских причесок состояли из нескольких слоев разнообразных деталей; уши оставались открытыми (рис. 1. 21).

Особенное значение малая борода. Во все времена у народов Передней Азии борода считалась признаком силы бороды царей были изысканными, выделялись большими размерами (рис. 1. 22). Они символизировали могущество.

Заключали бороды джгутоподибно или делали косички, локоны, размещая их вертикально или горизонтально. Усы спускали к кутикив рту, их завивали на концах и запускали в бороду. Богатые мужчины вплетали в прически и бороды золотые нити.

Для оформления причесок и бород нужно было большое количество волос, потому часто использовали готовые постижерни изделия, которые мастерски крепили к волосам или бороде.

В вавилонян встречалась небольшая «каймова» (халдейская) борода. Она обрамлювала лицо тонкой полосой волос от виска к виску через подбородок.

Среди мужских головных уборов популярными были фески и тиары. Царские тиары изысканно и много украшались.

Прически простого люда были не такими сложными. Волосы завязывали на затылке в большие щепотки, использовали обручи, ободки, повязки. Женские прически были похожи на мужские, состояли из тех же элементов (рис. 1. 23, а, б). Свои прически женщины поддерживали обручами, ободками, лентами, шнурками, диадемами.