Конкурсы парикмахеров как форма развития профессионального мастерства

Главная - Культура - Конкурсы парикмахеров как форма развития профессионального мастерства

Развитие мастерства парикмахеров — это исторический процесс, в котором каждое новое поколение вобрало опыт своих предшественников, их достижения и пыталось создать что-то новое, небывалое, удовлетворяя вкусы и потребности клиентов. Конкуренция между мастерами парикмахерского искусства при всех временах была и является условием развития их мастерства. Поэтому проведение конкурсов парикмахеров стало открытой формой соревнования, развития профессионального мастерства участников конкурсов, а также источником новых идей и направлений развития моды.

Международные конкурсы моды и красоты начали проводить уже в конце XIX ст. Впервые международный конкурс красоты был организован П. Т. Барнумом в июне в 1853 г. в США. Парикмахерское искусство стало составляющей программы конкурсов. В 1947 г. в Париже состоялся первый мировой чемпионат из парикмахерского искусства.

До 1960 г. официальные соревнования между отечественными парикмахерами практически не проводились. Парикмахерское искусство в Советском Союзе в первое послевоенное десятилетие только набирало силу: открывались новые парикмахерские, приобретая постоянных клиентов и вес в профессиональном мире. В конце 50-х годов начали проводиться городские конкурсы на лучшего парикмахера и лучшую прическу. Положили начало такому движению парикмахеры Москвы — первый конкурс состоялся в 1959 г. Начали формироваться и республиканские команды для участия во всесоюзных и международных конкурсах парикмахеров.

В 1961 г. впервые мастера из СССР, которые считались тогда настоящими звездами, поехали на конкурс в Будапешт, где представляли советское парикмахерское искусство. Этот конкурс вызывал значительный интерес, и именно с него началось конкурсное движение среди отечественных парикмахеров.

О первом Всероссийском конкурсе парикмахерского искусства в 1966 г. журнал «Служба быта», печатный орган работников всех коммунальных служб Советского Союза, писал: «Москвичи были свидетелями девяти городских турниров и одного областного. Но одиннадцатый конкурс открыл новый счет — он был первым Всероссийским, организованным Министерством бытового обслуживания населения РСФСР».

В 70-80-ые годы одним из наибольших предприятий службы быта в Киеве было городское объединение парикмахерского хозяйства. В его распоряжении находились свыше трехсот парикмахерских с оборудованными женскими и мужскими залами, маникюрными, педикюрними и косметическими кабинетами. В составе хозяйства был цех из изготовления и ремонта париков, шиньонов и других постижерних изделий. Ежегодно объединение предоставляло киевлянам и гостям столицы услуги почти на 14 млн. карбованцев.

Объединение осуществляло также консультационную, абонементную и другие формы обслуживания. В нем работало 2700 квалифицированных специалистов, среди них — 117 парикмахеры-модельеров.

Следом за Будапештским состоялся первый международный конкурс на «Кубок дружбы» между парикмахерами социалистических стран. Он проходил в 1962 г. в Берлине по инициативе парикмахерских организаций Немецкой Демократической Республики. Организаторы конкурса ставили перед конкурсантами три задания: выявление мастерства, выработки единственного направления моды, формирования интернационального единства мастеров парикмахерского искусства. Конкурс на «Кубок дружбы» стал достаточно популярным; было принято решение о его периодическом проведении.

Конкурс засвидетельствовал, что лишь те мастера, которые, учитывая требования современной моды, владеют техникой прически и постоянно работают над ее совершенствованием, могут успешно выступить и добыть в борьбе победу.

По условиям конкурса определялись определенное количество видов соревнований (номинаций), конкретный перечень правил к соревнованиям каждого вида, сроки выполнения отдельных работ. Каждая работа, выполненная на конкурсе, оценивалась квалифицированным жюри, в которое входили представители всех стран-участниц.

Важным условием этого конкурса было то, что мастер, выступая, должен был показать модель, которая бы отображала его понимание моды, демонстрировала возможности стиля в ее развитии, то есть отвечала требованиям не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня.

Чтобы максимально ярко продемонстрировать свой замысел и привлечь внимание зрителей-профессионалов к новому решению, модельер кое-что преувеличивает детали, четко фиксируя их, то есть показывает новый силуэт и форму в статичном виде. Принимая во внимание современный характер конкурса, да и по эстетическим соображениям, он украшает модель технически сложными деталями. Тем же модельер пытается выгодно подать новый образ. Его задание — показать свое понимание последующих изменений моды, а также создать на этой основе возможности для выполнения повседневных модельных причесок. В начале 70-х годов в Украине начали проводить республиканские конкурсы парикмахерского искусства, их талантливым организатором был Анатолий Ямпольський (рис. 9. 12) — одна из ярких фигур в истории парикмахерского дела в Украине, на то время единственный в СССР судья международной категории (мужская номинация). Вместе с русским мастером Долорес Кондрашовою, судьей международной категории в женской номинации, он судил международные конкурсы стран социалистического содружества. Анатолий Ямпольський возглавлял сборную Украины из парикмахерского искусства на соревнованиях в Польше, Болгарии, Венгрии, Монголии, на Кубе.