Компоненты Украинского костюма ХИХ - ХХ ст. Украшения

Главная - Культура - Компоненты Украинского костюма ХИХ - ХХ ст. Украшения

Ярким и художественно выразительным дополнениям к украинской народной одежде выступали зйомни украшения. Это издавна известные диадемы, подвески, браслеты, сережки и т.п. - привозные и местного производства. их охотно использовали как женщины, так и мужчины, хотя со временем украшения стали привилегией женского костюма.

Зйомни украшения на протяжении возрастов выполняли защитную функцию - амулетов, талисманов, оберегив. Эта традиция оказалась настолько стойкой, которая даже в XIX ст. в ювелирных изделиях рядом с эстетичными воплощались и религиозные представления, а такие украшения, как крест, панагия, образок, вообще были символами христианской веры. Вместе из тем благородные материалы равнялись к средствам денежного обращения, и украшения из них выступали показателями имущественного статуса. Желание предоставить украшениям большую материальную стоимость временами поднимало их художественную целостность; создание дешевых копий дорогих украшений также губило их эстетичные качества.

И все же основное назначение традиционных ювелирных изделий сводится главным образом к приукрашиванию костюма. Отсюда и их високоемоцийна художественная выразительность, богатство форм и технических приемов, которые отшлифовывались народными мастерами на протяжении столетий.

В конце XIX - в начале XX ст. среди украинского крестьянства бытовали ушные украшения (сережки, каблучки) и большая группа шейных и нагрудных изделий. Последние, что состояли из многих компонентов, гармонично связанных между собой, были обязательными в оформлении всего комплекса одежды, предоставляли ему локальную специфику, композиционное равновесие и совершенство. Зйомни украшения были продукцией местных ремесленников или завозились из других стран, продавались на сельских ярмарках и в специальных торговых рядах в больших городах. Крестьянские «ценности» - коралле, янтарь, дукач, сережки. и т.п. - собирали на протяжении поколений, передавали от поколения до поколения как семейные реликвии.

Глоток^-глотки-сережки-глотки - один из древнейших видов женских ушных украшений, который широко бытует и до сих пор. Почти из двухлетнего возраста украинским девочкам прокалывали уха. Дети носили медные, а девушки и молодицы - серебряные, позолоченные, изредка золотые сережки, формы которых были очень разнообразные. Наибольшее распространение имели небольшие дутые каблучки или плоскостные в форме полумесяца калачики с нескладной резной орнаментацией. На Полтавщине одевали так называемые тиявочки (в виде кольца), уточки (кольцо с изображением качки), мотыльки, ягодки (из тонкого обидка с большим красным камешком - дверной глазком), маковки - в виде цветка с голубым или красным камешком посредине. К сережкам временами крепили привиски - бовти, телипони. На Харьковщине сережки вырабатывали в виде расширенного впереди кольца с прикрепленной к нему пластинкой с тремя узкими и длинными подвесками, которые имитировали намистини. На Черниговщине ячейками изготовления металлических ювелирных изделий были Нежин, Батурин, Глухов, Березна. Даже в 20-х годах нашего столетия здесь вырабатывали рифы (пугвици), которыми перенизывали коралле, а также перстни и сережки. Последние имели такие названия: болтуны, жолудки, реп'яшечки с незабудкой, змейки, книшики и т.п.. На Гуцульщини широко бытовали сережки грушевидной формы.

На давнее происхождение сережек указывает значительное количество поверий, связанных с ними: сережки могли снимать головную боль; потерять же их считалось несчастьем. По традиции, на пост или во время траура одевали простейшие сережки в виде кольца, а в первую брачную ночь молодая обязательно должна была снять сережки.

Как уже отмечалось, особым художественным явлением были шейное и нагрудное украшения, которые имели локальные черты относительно свойств материалов, техники изготовления отдельных элементов, характера их объединения.

Так, в Центральной Украине носили много ниток бус разноцветного или красного ожерелья, монети-дукачи, цепочки с крестиком или так называемыми бовтунцями или дармовисами. На Левобережье шею и груды украшали одним большим дукачем из много украшенным металлическим бантом. На Правобережье чаще носили три-пять небольших соединенных между собой монет. На Гуцульщини сохранились такие давние металлические украшения, как згарди в виде нанизанных медных крестиков. Кроме того, гуцулы широко использовали ожерелье с ривнобарвного венецианского стекла, а также украшения, плетеные из бисера (силянки, гердани).

Древнейшей составляющей женских нагрудных украшений, распространенной по всей Украине, было ожерелье. Оно различалось как материалом, цветом, формой, так и способами ношения. Более всего ценилось ожерелье из дорогих естественных материалов - коралив, янтаря, жемчуга, гранатов, стекла, смальты. В некоторых районах Западной Украины сохранялась архаическая традиция украшаться ожерельем из плодов - клокичкою. Коралеве ожерелье имело в Украине широчайшее распространение, хотя и было малодоступно для биднишого населения. Отношение к нему отразилось в таких названиях: доброе ожерелье, настоящее ожерелье, щири коралле, мудрое ожерелье. Коралле были разными за качеством, размером, обработкой, цветными оттенками. Более дешевые коралле - это нарезанные в форме трубочек маленькие цилиндрики - так называемое колющее ожерелье. Дорогие красные коралле обрабатывались в виде овалов или бочонков; высоко ценились нитки бус с большими намистинами в центре. На Правобережье такие намистини взимали серебряной обручальным кольцом, на Левобережье между коралями нанизывали серебряные бусины (рифы, пугвици). Количество ниток бус коралевого ожерелья (до 25) и характер обработки свидетельствовали о благосостоянии женщины. Кроме того, количество ниток бус было связанная и с определенными особенностями одежды. Так, на территории, где была распространена вышивка на вороте и груди рубашки (Киевщина), количество ниток бус меньшая, чем там, где вышивки не было (Левобережье). На Полтавщине даже верхняя одежда делали с глубокой горловиной, чтобы было видно украшения.