Компоненты Украинского костюма ХИХ - ХХ ст. Пояса


Эти изделия издавна служили обязательными элементами и в то же время украшениями одежды. В XIII — XV ст. драгоценные пояса были важным социальным признаком, символом феодального достоинства власть предержащих. Золоти и золочены, украшенные жемчугами, сердоликом пояса передавали в наследство как особенно ценную часть имущества. В XVI — XVII ст. изменения в костюме знати уменьшили социальную функцию поясов, однако их декоративная роль хранилась.

В XVIII ст. среди богатых слоев украинского населения, в том числе среди казацкой старшины, получили распространение пояса из дорогих тканей. Шелку, затканные золотом и серебром пояса привозили в Украину из Китая, Турции и Персии. Особенно ценились персидские пояса из тонкого кашемира, с односторонним орнаментом, изысканных цветов и рисунков.

В середине XVIII ст. на территории Беларуси, в г. Слуцьку, была основана одна из наибольших мануфактур из производства поясов. Спрос на слуцьки златотканые пояса был большим по всей империи. Характерной особенностью слуцьких поясов была двусторонность: каждый из сторон имел свой цвет и узор. Богатые шелку с растительным рисунком слуцьки пояса были украшением праздничной одежды запорожских казаков. В конце XVIII ст. слуцька мануфактура постепенно начала приходить в упадок из-за отсутствия сырья, которое необходимо было довозить из-за границы. Однако традиция ношения широких тканых поясов, в колорите и рисунку которых ощутимые восточные мотивы, хранилась в Украине до конца XIX ст.

В народном костюме конца XIX — началу XX ст. пояса выполняли разнообразные функции. За их помощью закреплялся поясной и охватывался розпашний верхняя одежда; они защищали и стягивали мышцы живота во время тяжелого физического труда; на них держали разные предметы повседневного потребления; наконец, они были своеобразными талисманами и украшениями. Как произведения народного искусства, пояса часто были художественно неповторимыми.

У славянских народов издавна существовала традиция изображать на поясе знаки-обереги, символы, эмблемы, а в XIX ст. в орнаментирование пояса иногда вписывали инициалы или имя владельца, дату и место его рождения, а также имя любимого или любимой. Пояса связаны и с сферами народной этики и обрядности. По обыкновению, показаться на людях без пояса значило скомпрометировать себя. Белое пояс-полотенце было обязательным для невесты во время свадебного обряда. На Полесье женщина дарила мужчине красный пояс, который должен был оберегать его от несчастья. На Полтавщине молодая подпоясывала своего избранника вышитым поясом, который, по народным поверьям, увеличивал мужскую силу. Пояс подчеркивал праздничность одежды, был показателем зажиточности.

Локальное своеобразие традиционных поясов создавали материал, размер, техника изготовления, орнаментирование и колорит, а также способы увязки. Пояса делали из шерсти, льна, конопли, ткани, кожи. Состоятельное население использовало шелк-сырец разных цветов, серебряную и золотую нити.

В конце XIX в. самыми распространенными были шерстяные самодельные пояса, окрашенные домашним способом в яркие красный, зеленый и другие цвета. Более бедное население носило некрашеные белые пояса или же просто лыко или мотуззя.

Кроме самодельных, распространенные были и пояса, сделанные городскими ремесленниками. Начиная со второй половины XIX ст. самодельные пояса постепенно заменяются фабричными.

По размеру (особенно шириной) и назначению можно выделить две группы женских поясов. Во-первых, это достаточно узкие пояса — покромки (окрайки, попружки), с помощью которых держался на состоянии бедренный несшит, а позже и сшита одежда. Ширина их равнялась 3-15 см, длина — до 3 м. Во-вторых, это пояса широкие (до 30 см), которыми по большей части подпоясывали разные виды верхнего наряда, а в некоторых случаях керсетки.

За техникой изготовления пояса были тканы и плетеные. Пояса, тканые без помощи ткацкого станка, — на дощечках, на нить, на бердечци,— могли быть однотонными, без рисунка, или же окрашенными в красный или зеленый цвет, а также полихромными, с выразительным орнаментальным рисунком геометрического или растительного характера. Викинчувалися пояса разноцветными торочками или большими шарообразными кистями — кутасами. Одновременно бытовали пояса, плетеные особенным способом, — по стене. Иногда в плетеных поясах чередовались разные техники плетения с элементами вязания, которое создавало интересный зрительный эффект.

Можно привести примеры разных способов увязки поясов, которые предоставляют определенную локальную специфику комплексам народной одежды. На большей части Украины пояса связывали поверх рубашки и розпашного, а потом и сшитой бедренной одежды, завязывая на узел сзади. На правобережной Черкащине их часто связывали и этаж керсетки, завязывая спереди большим бантом. Подпоясывая верхнюю одежду, пояса порою закладывали таким способом, что их концы подтыкивались по сторонам и свободно свисали наземь. Пояса играли большую роль в общем композиционном решении костюма, существенно влияли на силуэт всего комплекса. Благодаря разным способам увязки поясов наряда приобретало разные визуальные акценты, а цветная гамма пояса была одним из решающих моментов в общей колористике комплекса наряда.





Вернуться назад