Эстетичная мысль в странах востока: старинные Индия, Китай


Для культуры стран Востока были присущий традиционность и консерватизм. Эти черты довольно часто превращались в догмы: вдоль тысячелетий воспроизводились те самые формы в экономической, социально-политической и культурной царинах.

СТАРИННАЯ ИНДИЯ

Исследование эстетичных проблем в Старинной Индии отображало общую тенденцию интереса к научному знанию, его специфике и практическому значению. Следует вместе с тем учитывать, что научные поиски индийских ученых отличались от европейской теоретике-пизнавальной традиции. И хотя такие сферы познания, как география, космология, физика, история, были скованные тесными религиозными представлениями, однако, как отмечают современные исследователи культуры Индии, на протяжении культурного существования индийцам было присущее стремление к систематизации и методической классификации каждой сферы мышления, каждой области познания, искусства и деятельности.

Стремлением к классификации и систематизации пронизанный первый эстетичный трактат Старинной Индии «Натья-Шастра», который был известен уже в И ст. н.э. Его материал можно отнести к первым попыткам анализа проблем художественного творчества, ведь трактат содержит рассмотрение вопросов воспитания актера, освещает вопрос художественного мастерства. Позднее были написаны теоретические комментарии к «Натья-Шастра», которые уже имеют непосредственный выход на эстетичную проблематику: разработка понятия «раса» - эстетичное переживание, а также рассмотрение собственное эстетичного переживания - «раса» - и жизненной эмоции - «бхава». Жизненные эмоции положены в основу эстетичного переживания, т.е. «бхава» может вызвать к жизни «раса», а состояние «раса» - это возможность эмоционального сопереживания разных людей. Эстетичное переживание обусловливается эмоциональным состоянием предыдущих поколений и вплетается в сложную цепь перевоплощений живых существ. Так действует закон «карма». Переживание «раса» можно привести к мистическому экстазу, а через экстаз достичь этического совершенства.

Единство эстетичного и этического аспектов следует рассматривать как ведущую тенденцию индийской теории. Единство эстетичного и этического предопределяет возможность «дхвани» - проникновение в «второй», скрытое содержание художественного произведения.

Разработка эстетичной проблематики в истории культуры Старинной Индии наснажувалася довольно высоким уровнем искусства, которое было разнообразным по видам на каждом конкретном этапе развития этой страны. Давняя индийская цивилизация прошла несколько эпох, каждой из которых отвечала определенная направленность художественной деятельности. Ныне, благодаря материальным памяткам, которые сохранились на территории Индии, можно воссоздать процесс становления видов искусства в древнеиндийской культуре:

Становление видов искусства происходило медленно, в течение продолжительного времени шло овладение таких сложных видов искусства, как, например, живопись. В истории искусства Старинной Индии значительную роль отыгрывали такие виды искусства, как музыка, театр, пантомима. Тем не менее художественная ценность этих видов искусства, их влияние на развитие духовного мира человека уяснились значительно позднее. Искусство Индии времен становления первых эстетичных представлений обозначено тесной связью с религиозными системами, почти все произведения имели религиозный характер. Ш,е один важный признак индийского искусства - его связок с народными легендами, с четкой системой художественных норм и правил, которые остаются неизменными вдоль возрастов. Преданность традициям дала возможность индийскому народу сохранить самобытность культуры, утвердить национальную определенность искусства, его тесная связь с условиями и требованиями общественной жизни.

Важными литературными источниками, которые помогают понять культуру и традиции индийского народа, есть большие эпические поэмы Старинной Индии «Ма-хабхарата» и «Рамаяна». Эти шедевры являются результатом коллективного народного творчества в течение многих викив.

СТАРИННЫЙ КИТАЙ

В истории эстетики Старинного Китая важное значение имеет период с VII ст. к н.э. к III ст. н.э. В это время естетика еще не виокремилася в самостоятельную науку и ее развитие было обусловлено традициями китайской философии. Принимая философскую позицию, китайская эстетика делает ударение на понятиях «совершенство», «совершенство», «гармония». Каждая сфера человеческой деятельности должна быть доказана к ровня высокого искусства. Поэтому практически все виды деятельности будто бы несли на себе отражение эстетичного. Сегодня, оценивая достояние Старинного Китая, специалисты иногда употребляют понятия «тотальный эстетизм». Такое понятие нельзя применять к характеристике эстетичной ориентации ни одной другой страны того времени. Становление эстетики Китая связывают с именем КОНФУЦИЯ (551-479 к н.э. ), эстетичные взгляды которого переплетаются с педагогическими идеями, и, как следствие, наиболее убедительно выглядит система воспитания, предложенная философом, в частности система эстетичного воспитания. За Конфуцием, воспитание следует начинать из поэзии, а закреплять знание человека последовательным изучением правил «ли» (добропорядочность, знание элементарных норм этикета). Завершая образование, надо обращаться к музыке, которая несет в себе высочайшая эстетичная нагрузка, тяготеет к духовному.





Вернуться назад