Естетика Византии

Главная - Культура - Естетика Византии

Розвий византийской эстетики связан с IV-VI ст. Опираясь на достояние эстетики античности, в частности на основные идеи неоплатонизма Плотина, византийская школа приобрела черты самобытности и оригинальности. Со временем именно естетика Византии будет представлять основу средневековой эстетики и активно будет влиять на художественную культуру Киевской Движении, Европы, Грузии, Армении.

Неоплатонизм - философское учение, которое сложилось в III ст. и активно развивалось к VI ст. Неоплатонизм - это попытка реставрации античной философии и греческой мифологии. Основателем этого направления был римский философ Плотин (III ст. н.э. }, который старался объединить в новом философском учении идеи Платона. Аристотеля и пифагорийцив.

Эстетичную проблематику последовательно разрабатывали Григорий Нись-кий, Иоанн Златоуст, Псевдо-Дионисий Ареопагит. Укажем, что их интересовали не только проблемы красоты и прекрасного - уже традиционные для естетики того времени, а и проблемы образа, символа, значение слова, его внутреннее содержание. Особое внимание они уделяли анализу роли цвета, звука в становлении художественной ценности произведения искусства.

Определив бога как источник красоты, византийци разрабатывают идею универсуму - системы образов, символов, знаков, которые связывают человека с богом. Наголос при этом делался прежде всего на чувствительной природе человека, который должна иметь высокий уровень развития культуры восприятия цвета, звука, ощущение формы предмета. На мысль ПСЕВДО-ДЮНИСИЯ АРЕОПАПТА (V или поч. VI ст. ), передача «высшего знания» - от бога до человека - происходит через «свитлодаян-ня» - чувствительные символы, определенные изображения, музыкальные звуки, мелодии, цветные объединения. Именно они формируют художественное произведение, и отдельным личностям присущий «видение», т.е. умение дешифровать световые импульсы. Красота как причина гармоничности всего существующего в мире абсолютно трансцендентная (от лат. игапзсепсиепз - тот, что выходит за пределы).

Среди византийских теоретиков привлекает внимание фигура ИОАН-НА ДАМАСКИНА (675-753), который известный прежде всего как религиозный деятель, борец за независимость церкви от государства и вместе с тем как писатель, автор очерков из философии, риторики, искусства. Ему принадлежит работа «О девяти муз и семь свободных искусств», в которой он, в сущности, старался построить приблизительную структуру видов искусства и видов творческой деятельности человека. К первый он относит иконопись и музыку, к второй - риторику и грамматику. Силой, которая стимулирует художественную деятельность, Дамаскин считал красоту. Самая красота, как и непосредственно творческий процесс в искусстве, имеет, по его мнению, божественную обусловленность.

Драматически составляется судьба византийской эстетики в XIII- XV ст. - периоде столкновенья гуманистических идей с реакционно-мистической школой исихастив.

Исихазм (от грец. Некуспиа) - покой, молчание, зреченисть. В широком значении исихазм - это этико-аскетическое учение о путях единения человека с богом через «очищение сердца» слезами и самоконцентрацию сознания.

ГРИГОРИЙ ПАЛАМА (1296-1359), который возглавлял византийских исихастив, настаивал на «освобождении от познания», пропагандировал идею примату внутреннего сознания, йсихасти пропагандировали аскетизм, сознательное отречение жизни. Едиными возможными формами познания провозглашались молитва, религиозно-мистическое созерцание. Относительно конкретного человека, то ее исихасти ориентировали на полную покорность богу. йсихасти, опираясь на постулаты своего учения, тормозили развитие византийской культуры.

Особое место в эстетике Византии занимает разработка эстетико-искусствоведческих функций иконы и правил изображения бога. Для решения этой проблемы вводятся такие понятия, как «канон», «условность», «лаконизм», «декоративность», а искусствоведческий аспект начинает преобладать в понимании предмета эстетики.

§ 7

ЕСТЕТИКА КИЕВСКОЙ ДВИЖЕНИИ

Киевская Русь охватывает сложный исторический период между IX-XIII ст. В 882 г. две большие восточнославянские государств Куявия и Славия объединяются в одну - Киевскую Русь. Тем не менее окончательно процесс объединения славянских племен в едином государстве завершается лишь в Х ст. , когда к Киевской Движении присоединяются земли кривичей, в'ятичив, радимичей и восточных сиверян.

Становление эстетичных представлений Киевской Движении обусловлено прежде всего мифопоетичною сознанием давнего славянства, своеобразным «творческим диалогом» этого сознания с византийским христианским мировоззрением. Этот диалог исследователи называют «двовир'яму> и, опираясь именно на эту самобытную ситуацию, утверждают специфику диалога культур, диалога языческого и христианского сознания.