Критический анализ истории и перспектив развития телевизионной сферы индустрии досуга в Украине

Главная - Культура - Критический анализ истории и перспектив развития телевизионной сферы индустрии досуга в Украине

С момента своего возникновения телевидения Украины функционировало как неотъемлемая составляющая общегосударственной системы телевизионной речи СССР, что и сегодня остается фактором влияния на работу украинского телевидения, поскольку основные рычаги идеологического влияния сосредоточены в системе государственной Тб-речи. Пирамидальное построение телевизионной речи СССР (местные, городские, областные, республиканские Тб-комитеты и общесоюзный комитет) существенно обозначилась на системе телевизионного производства на местах. Телевидение, как сфера деятельности, нуждается в значительном вложении средств, и уровень телевизионной продукции в прямой пропорции обусловливался возможностями городских Тб-комитетов областных центров Украины, которые финансировались из средств, которые остались после обеспечения верхних ярусов общесоюзной телепирамиды. Плановая система, которая чувствительно обозначилась на телепроизводстве, наложила заметный отпечаток и на структуру речи. Ведь предыдущему планированию подвергались не только большие фильмы-циклы и Тб-программы, а даже их тематика.

Что же к подготовке телевизионных зрелищ, то здесь тоже прослеживалась четкая тенденция: сложные в производстве телевизионные программы (развлекательные Тб-проекты, музыкальные программы) в своем подавляющем большинстве создавались в Москве. Именно поэтому в истории развития телевидения зрелищ в Украине в определенном временном отрезке практически отсутствуют сколько-нибудь удачные попытки создания такого рода програм. ( 70-и гг. )

Единой сферой, которая дозволяля отечественным телевизионщикам подвергнуть испытанию себя в создании зрелищных программ, оставался спорт. Здесь они имели многолетний опыт организации и проведение масштабных спортивных Тб-показов и создавали конкурентноспроможний Тб-продукт, который пользовался коммерческим спросом даже на международном уровне. К наймасштабниших спортивным телевизионным событиям можно отнести освещение украинским ТБ Олимпиады-80, исчислении трансляции из европейских кубковых соревнований игровых видов спорта (футбол, хоккей, гандбол) при участии украинских команд. Такие события оказывали содействие освоению украинскими телевизионщиками наиболее современных достижений Тб-техники. Одной из тяжелейших за ее организацией и проведением была работа по освещению Велогонки мира-86 в Киеве. Выход в прямой эфир на территорию СССР и многих стран Европы был осуществлен одновременно с помощью нескольких передвижных телевизионных станций, расположенных в разных концах Киева. Была использованная, в частности, передвижная автономная Тб-камера, размещенная на мотоцикле. В работе были задействованные творческие и технические сотрудники студий телевидения из разных городов Украины.

Несколько раз на год украинское телевидение осуществляло багатогодини трансляции государственных политических праздников и приуроченных к ним демонстраций трудящихся. Абстрагируясь от их идеологического содержания, следует отметить организационную и техническую сложность таких Тб-проектов, которые, несомненно, являются телевизионными зрелищами. Это может быть свидетельством в пользу того, что отечественные телевизионщики уже тогда были готовые и способные активно работать над созданием Тб-зрелищ.

Попытки создания качественного телевизионного продукта в сфере развлекательного и музыкального телевидения в Украине длительное время сдерживались монополией общесоюзного Центрального телевидения. Отметить в этом смысле можно лишь работу редакции литературно-драматической речи и одного из подразделов украинского телевидения - студии «Укртелефильм». Именно здесь был создан ряд телевизионных спектаклей по произведениям украинских писателей XVIII-XXст. Эти Тб-версии литературных произведений были попыткой телевизионной адаптации литературных творив.

В середине 70 - на 80-начала х лет перед телевидением Украины явилась еще одна существенная проблема. Дальнейшее увеличение объемов телевизионной речи, создание и развитие новых Тб-студий в разных регионах Украины требовали соответствующего числа работников. Если с техническими кадрами проблем не возникало, то подготовка специалистов творческих профессий, и особенно телевизионных режиссеров, операторов, звукорежиссеров, превратилась на серьезную проблему. Единый в Украине учебное заведение, которое должно был готовить специалистов этого профиля для ТБ, оказался неспособным к этому. Большой мерой это обусловливалось тем, что подготовку специалистов для ТБ осуществляли люди, которые были специалистами кое-что другого профиля - кинематографистами. При таком состоянии вещей мы вошли в ХХИ столетие. Как повидовив первый заместитель председателя Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания В. Лешик, состоянием на 1 января 2001 года по результатам мониторинга, проведенного во всех телеорганизациях десяти областей Украины, из всего числа их сотрудников лишь один - профессиональный телевизионный специалист (режиссер). Нарастание кризисных процессов в советской экономике конца 70 - 80-начала х лет обусловило послабление контроля за состоянием дел на украинском телевидении, включая зрелищные программы. Именно тогда на УТ появилась музыкально-развлекательная программа «Пять минут на раздумья'(ведущий-зинаида Журавльова). Эта программа, впервые за много лет, стала серьезно претендовать на глядацьку внимание и, пользуясь современной терминологией, имела большой рейтинг. Еще одна особенность этой программы - в ощутимом влиянии на ее построение человека, который или не впервые в истории телевидения Украины взяла на себя функции продюсера. Этот человек - мужчина ведущей, и это довольно показательный факт с точки зрения современной практики осуществления телевизионного производства.

Существенное послабление влияния центра на программную политику, а вместе с тем и финансирование украинского ТБ произошло в период так называемой перестройки. Сокращение финансирования привело к серьезному отставанию в технологической и технической сферах. Возникшая диспропорция между развитой системой распространения телевизионного сигнала, способной обеспечить качественный прием ТБ- изображение на 90-95% территории Украины, и низким техническим уровнем телевизионного производства. Оснащенность большинства телестудий Украины съемочной и видеомонтажной аппаратурами была крайне неудовлетворительной. Даже в Республиканском телецентре в Киеве она осталась неизменной с 1980 года, когда новая техника была завезена для обслуживания нужд Олимпиады-80. В мировом же телевидении 80-именно и года обозначены быстрым темпом внедрения портативной техники и переходом на новые форматы видеозаписи. Это не только на несколько порядков подняло технические возможности телевидения, а и обусловило творческий подход к использованию преимуществ, которые дает электроника. Особенно заметно это обозначилось на общем уровне телевидения зрелищ в Европе и США. В СССР интенсивное использование найновиших технических достижений было доступное лишь телестудии Останкино. Довольно напомнить, что в 1986 году в розпоряджени телестудий Украины, (а их насчитывалось свыше 20) было лишь два комплекта съемочной техники наиболее распространенного в мире формата «Ветасам». Такая ситуация крайне замедляла развитие украинского молодежного, развлекательного, музыкального телевидения, что является основой телевидения зрелищ во всем мире.