Овцевод на горной долине

Главная - Культура - Овцевод на горной долине

Перегоны овцеводов - праздник гуцул, которые исполняют свой долг перед общиной - вдоль всего лета пасут овцы на горной долине. Этой сюжетной танцевальной картинке локального гуцульского колорита (Рахивський район, Закарпатье) предоставляют специфические пастушьи костюмы: гуни - набавки из овечьей шкуры шерстью наружу, которые согревают холодной ночи овцевода; колиба-схованка, где спят овцеводы; загон для скота - место для овец, а также реквизит: свирель, тайстри, кнуты, шапки и т.п..

Танец имеет конкретные образы: старый овцевод - гуцул, мальчик - вивчарик, ребята и девушки.

Старый гуцул трембитае, созывая овцеводов. Начинается веселый танец. Появляются девушки с подружками. После зажигательного танца снова звук трембиты, старый гуцул и вивчарик загоняют "овечек" к корзины, пересчитывают их и идут отдыхать в колыбу.

Лексика: шаг с акцентированным пидскоком, тройной притуп с пидскоком, разнообразные прыжки: "винт", "сверло", гайдук -круч, дорожки, ухаживание, присядка -"м'ячик", а также шутливые трюковые движения - прыжки на руках, перекачивание на спине по кругу и т.п.. '

Композиция. Танец имеет пять частей, в каждой из которых определенное количество фигур. Первая часть - зачин - состоит из четырех фигур, который можно объединить под названием "Утро на горной долине". Овцевод и мальчик выгоняют с корзины овец, считают их. Вторая - с четырех фигур, выполняемая ребятами. Третья с одной фигуры - приход девушек на горную долину. Четвертая часть - общий танец овцеводов и девушек - центральная. В ней десять фигур, в которых дважды самостоятельно танцуют только девушки, дважды - ребята, сдача - все. Пятая часть - заключительная.

Относительно крюк званой "геометрии" танца: горизонтальные, вертикальные, обычные, диагональные линии и каре ребят и девушек, разнообразные круги и полукруги.

Музыка. В основном, размер 2/4. Темп медленный из первой по четвертую части. В пятой - медленные темпы изменяются на быстрый в финале.

Выполнение. Танец поставлен в Закарпатском заслуженном народном хоре Украины балетмейстером К. Балог, Танцевальных коллективах Украины и Канады.

КОРЗИНЫ. Старинный пастушковий танец, который широко бытует в степной Украине; похожий с предыдущим наличием своего элемента, отличается локальным колоритом (лексика) наиглавнее, показом производственного процесса сугубо Хореографическими средствами. Состоит из трех основных частей: холостяцкие игры, танцевальные сцены, связанные с плетением корзины, и общий танец.

Погожий пожилой день. Парни-овцеводы отдыхают. Лишь бы сбегало время, устраивают игры: сперва "битки", дальше “коши", потому меряются силой, кто дужчий. Исподволь игры перерастают в пастушковий танец с кнутами. Появляются девушки. Заведомо танцоров выскакивает мальчик и призывает: “Выбираем Тимоша! Заплетаем корзины!”.

Выбирают водителя, меряясь на ґирлизи: последний мальчик, который взялся за ґерлиґу сверху - ТИМИШ.

В танцевальных движениях воспроизводится процесс плетения обмазывания ее глиной. Образовывают два круга: внутреннее - девушки и внешнее - ребята. Наклоняясь, ребята берут условную “глину" и подают девушкам, которые прибивают ее (на первую четверть акта правой рукой накрывают левую, а на друге четверть - наоборот). Это движение повторяют исполнители четыре раза (8 тактов) и речитативом проговаривают:

Ой в лесе, в леску, на зеленому лужочку

Кошу заплетали, кошу заплетали.

Танцоры в двух кругах двигаются посолонь лицом к Центру: девушки - дорожкой, подняв соединенные руки вверх, за ходом часовой стрелки. Вместе с тем все хором на восемь тактов проговаривают:

Кошу заплетали да и в три строчки,

да и в три строчки, да и в три строчки.