Аудит хозяйственных операций в условиях функционирования АРМ бухгалтера

Главная - Аудит - Аудит хозяйственных операций в условиях функционирования АРМ бухгалтера

По моему мнению, особая роль в системе нормативов должна принадлежать нормативам, где объясняется цель, задача и основные принципы аудиту

В Нормативе №1 “Цель и задачи проводки аудиту” так определено аудит: “Аудит - это независимая экспертиза финансовых отчетов и другой информации о хозяйственно-финансовой деятельности субъекта хозяйствования с целью формирования выводов о реальном финансовом состоянии субъекта”. Такое определение отличается как от изложенного в Законе Украины “Об аудиторской деятельности”, так и от трактования аудиту в международной теории и практике. Целью аудиту есть оценка достоверности (правильности и объективности - согласно и\/ Директивой ЕЭС) финансовой отчетности предприятия.Оценку же финансового положения предприятия выполняет непосредственно инвестор или консалтинговая или аудиторская фирма, к которой он обращается за помощью, на основании проанализированной отчетности. Как цель аудиту оценка финансового положения возникает во время подтверждения ликвидационного баланса предприятия-банкрота, его кредитоспособности. Это также может быть одним из задач (но не целью) аудиту финансовой отчетности, поскольку аудитор должен предупредить инвестора о способности предприятия продолжать свою деятельность в ближайшем будущем периоде

Предоставленное определение аудиту в Нормативе №1 противоречит образцам аудиторских выводов, предоставленных в Нормативе №13, поскольку там требуется оценить достоверность информации о финансовом положении, а не непосредственно финансовое положение. Такая неточность в формулировании определений аудиту и его основной цели, несогласование между отдельными нормативами и с положениями законодательства не оказывает содействие лучшему пониманию настоящего назначения и особенностей аудиту

Нормативами №1 и №3 также указывается на независимость аудиту как обязательное условие и одну из его специфических черт, тем не менее не раскрываются все необходимые аспекты забеспечення этой независимости

Обобщение международного опыта дает возможность сделать вывод, что независимость является решающим фактором, основной отличительной особенностью аудиту. Все другие принципы направлены на забеспечення независимости:

рис.1.3

АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ АУДИТОРА

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НЕЗАВИСИМОСТЬ АУДИТОРА

П Р А В О В АЕ Т И Ч Н АЕ К О Н О М и Ч Н А

Договорная основа видновин с клиентомпрофесийна компетентнистьвидсутнисть финансовой заинтересованности

Саморегулирование професийсумлинне выполнение обов'язкивобмеження видов деятельности и услуг

Ответственность за работу экспертов, ассистентов тощоконфеденцийнисть информации относительно клиентаобмеження суммы вознаграждения от одного клиента

Распределение ответственности за оценку и составление финансовой звитностиобмеження продолжительности сотрудничества с одним клиентомзаборона получение товаров, услуг, кредитов от клиента в качестве вознаграждения

Законом Украины “Об аудиторской деятельности” определено, что аудит проводится на основании соглашения между аудиторской фирмой (аудитором) и заказчиком. Независимость на этом этапе оказывается в выборе заказчика. Тем не менее в международных стандартах обязательно указывается на необходимость оценки всех аспектов независимости во время заключения такого соглашения, так как аудиторская фирма будет нести ответственность за нарушение требований к неза-лежности и результаты аудиту признаются недействительными

Распределение ответственности за оценку отчетности между аудитором и заказчиком грунтуеться на Положении об организации бухгалтерского учета и отчетности в Украине и статье 11 Закона Украины “Об аудиторской деятельности”. Закон также предусматривает право аудитора (аудиторских фирм) на привлечение к участию в проверке на договорных началах специалистов разного профиля. Тем не менее вопрос ответственности за работу других аудиторов и экспертов осталось нерешенным ни действующим законодательством, ни утвержденными нормативами. Как правило, на это обязательно обращают внимание в аудиторском выводе, а в Нормативе №13 такие ситуации не рассматриваются