Аудит хозяйственных операций в условиях функционирования АРМ бухгалтера

Главная - Аудит - Аудит хозяйственных операций в условиях функционирования АРМ бухгалтера

16. Стаж работы на руководящей должности_______

17. Возраст______

1.2 Система норм аудиту в Украине

Отличительной особенностью аудиту, как свидетельствует международный опыт, есть саморегулю-вання, государство устанавливает лишь требование осуществления аудиту, а методику его проводки определяют профессиональные организации. На них полагаются также обязанности относительно:

разработки квалификационных требований к профессии;

контроля за соблюдением профессиональных требований;

представление профессиональных интересов в органах государственной власти и международных профессиональных организациях;

социальной защиты представникивпрофесий.

Такая практика характерная для всех стран, в которых получила развитие аудиторская деятельность. В Украине необходимость и основные основы регулирования и осуществление аудиту было заложено в Законе “Об аудиторской деятельности”. Здесь также были определены основы функционирования Аудиторской палаты и Союза аудиторов Украины. К исключительным полномочиям Аудиторская палата отнесена сертификацию аудиторов и лицензирование аудиторской деятельности, утверждение норм и стандартиваудиту.

Если первые из них были конкретизированы в Положении о сертификации граждан Украины, которые намерены заниматься аудиторской деятельностью (от 11.11.93 протокол №5), и Положении о лицензировании аудиту (от 17.02.94 протокол №12), то к последнему времени аудит в Украине развивался без професийнихстандартив.

Для Украины как страны с недалеким административным прошлым, жесткой государственной регламентацией учета, неспособность к саморегулированию аудиторсь-кой деятельности может привести к внедрению частичной или полной регламентации со стороны государства или передачи контрольных функций существующим субъектам государственного финансового контроля. Такие попытки были осуществлены Национальным банком Украины (Требования НБУ к форме и качеству проводки аудиторскими организациями (аудиторами) внешнего аудиту юридических лиц - участников коммерческих банков из обзора их бухгалтерской и финансовой отчетности от 08.04.94), Фондом государственного имущества Украины (Методические разъяснения относительно осуществления аудиторских проверок финансового состояния предприятий, которые приватизируются от 03.08.95), Министерством финансов Украины (Требования к аудиторскому выводу относительно оценки деятельности по выпуска и обращения ценных папе-рив от 20.07.95). По моему мнению, эти документы должны были бы утвержденные совместно с Палатой аудиторов Украины. Сам факт их разработки свидетельствует об от-сущности понимания особенностей аудиту как системы независимого контроля

В конце концов, Аудиторская палата Украины протоколом №36 от 05.10.95 утвердила такие Нормативы в составе “Временных норм аудиту в Украине”:

№1 “Цель и задачи проводки аудиту”;

№2 “Соглашение на проводку аудиту”;

№3 “Основные принципы, которые регулируют аудит”.

Нажаль, отдельные нормативы не дают возможности оценить избранную Аудиторской палатой Украины систему в целом, поскольку отсутствующая информация о цели, механизме, создании и использовании. Кроме того, не наблюдается единство требований к структуре нормативов, взаимосвязь основнихпонять.

Рассмотрим приведенные нормативы как первую попытку саморегулирования профессии аудитора, которая появилась в Украине с развитием ринковихвидносин.