АСТРОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА И ПРЕДУСМОТРЕНИЯ. БОРЬБА ЗА НАУЧНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ


Значение научной революции Коперника не исчерпывается, однако, тем, что она свела нашу Землю на положение рядовой планеты Солнечной системы и тем самым нанесла чрезвычайно сильного удара по религиозной картине мира.

Раскрыв кажущийся, иллюзорный характер видимого суточного движения небесных светил и петлеподібних перемещений планет, Коперник тем самым утвердил в науке

чрезвычайно важный методологический принцип: «Мир может быть не таким, которым мы его непосредственно наблюдаем».

Стало ясно, что отождествление непосредственно наблюдаемого в реальной действительностью без тщательной всесторонней проверки может привести к неправильным, искаженных представлений об окружающем миру.Методические соображения. При изучении раздела программы, посвященного борьбе за научное мировоззрение, очень важно заострить внимание учеников на потому, что ситуации, за которые наблюдаемые явления имеют иллюзорный характер, при изучении космических процессов встречаются довольно часто. И потому делать те или другие выводы о свойствах реального мира непосредственно из результатов наблюдений надо с большой осторожностью. Такие действия всегда имеют в себе потенциальную опасность по ошибке воспринять видимое за действительное, и тем самым оказывать содействие возникновению тех или других помилок.

От Коперника до Ньютона. Учение Коперника стало могущественным толчком к освобождению сознания людей от церковно-религиозных представлений о мироздании. У него появились последователи, которые немало сделали как для пропаганды и распространение этого учения, так и для его дальнейшего развития.

Одним из них был итальянский мыслитель Джордано Бруно, страстный борец против схоластической философии. Во многих своих высказываниях о бесконечности мироздания, множественность населенных миров, единство законов природы Бруно поднимался к истинному материализму. Таким образом, Бруно во многом пошел дальше Коперника, учение которого было связано с представлением о недвижимости Солнца, его центральное положение в мироздании и существование сферы недвижимых звезд, которая ограничивает Вселенная.

Неоценимый взнос в развитие природоведения и освобождение его от средневековой схоластики сделал

Галілео Галідей. Он первым стал систематически вводить в науку эксперимент, а также математическое и геометрическое моделирования явлений природы. Его телескопические наблюдения и сделанные благодаря ним открытие стали убедительным подтверждением основных положений учения Коперника.

Одним из главных достижений Галілея было открытие принципа инерции, которое заложило основы классической механики.

Изучая движение планет вокруг Солнца, Кеплер искал силу, которая «подталкивает» эти небесные тела и не дает им остановиться.

После открытия принципа инерции стало ясно, что искать надо силу, которая превращает равномерное прямолинейное движение планет в криволинейный. Закон действия этой силы - силы тяготения - открыл Ісаак Ньютон.

Церковь и наука. Учение Коперника нанесло первого ощутимого удара по религиозному мировоззрению. И дело было не только в том, что разрушалась религиозная картина мира. Разрушались представление, которые церковь объявила абсолютной непогрешимой истиной. А это не могло не вызвать сомнения в непогрешимости и других религиозных догм. Начался процесс постепенного ослабления религиозной власти над умами людей, высвобождение масс от влияния религиозного мировоззрения.

Дальнейшее развитие науки, разнообразные практические применения научных знаний обусловили то, что научные представления набирали все более большего авторитета среди широких кругов людей. В свете научных данных религиозные представления о миру выглядели все более менее обгрунтованими и все более наївнішими.

Как же развивались «отношения» между церковью и наукой от средневековья до наших дней? Вследствие деятельности Коперника, Бруно и Галілея церковь уже в средние возрасты была вынуждена определенным чином пересмотреть свои позиции. А в дальнейшему изменение исторических условий не раз заставляла защитников религии приспосабливаться к новым обстоятельствам. Особенно четко этот процесс приспособления можно проследить на примере католической церкви.





Вернуться назад