АСТРОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА И ПРЕДУСМОТРЕНИЯ. БОРЬБА ЗА НАУЧНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Главная - Астрономия, авиация, космонавтика - АСТРОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА И ПРЕДУСМОТРЕНИЯ. БОРЬБА ЗА НАУЧНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Научная революция Коперника. Конец XV и начало XVI век были временами глубоких изменений в истории Евро-

слежениях. Благодаря этому добытые данные могут оказаться недостоверными, а в некоторых случаях и такими, что существенным образом искривляют настоящую картину наблюдаемых явлений. А неправильные, искаженные представления о действительности нередко становятся благодатным грунтом для разного рода религиозных спекуляций. Хорошо известная классическая астрономическая иллюзия, жертвой которой стали наши предки - иллюзия суточного обращения всех небесных светил вокруг Земли. Земной шар оборачивается вокруг своей оси из мероприятия восточнее, а нам кажется, что Солнце, Луна, планеты и звезды перемещаются в противоположном направлении.С земным положением наблюдателя связанное и пе-тлеподібне перемещение планет среди звезд. Это тоже является иллюзорным явлением, поскольку планеты на самом деле никаких петель не описывают, а двигаются вокруг Солнца за эллиптическими орбитами. «Петли» - явление кажущееся, которое возникает вследствие того, что мы наблюдаем за планетами из подвижной Земли, т.е. в земной системе отсчета.

Еще одно явление космического порядка, которое имеет иллюзорный характер и которое мы наблюдаем мало не каждого дня. Нам кажется, что диск Солнца имеет такой самый поперечник, как и диск полной Луны. На самом деле же солнечный диаметр приблизительно в 400 раз больше месячного. Но Солнце находится в 400 раз дальше от Земли, и по этой причине видимые угловые размеры обеих светил для земного наблюдателя почти совпадают. Кстати, именно по этой причине маленькая Луна может (это происходит во время солнечных затемнений) полностью перекрыть огромный диск дневного светила.

Интересная иллюзия возникает и при наблюдениях метеорных потоков. Когда Земля встречается с роем твердых частичек, они, врываясь в атмосферу и співударяю-чись с молекулами воздуха, испаряются и распадаются на атомы. В свою очередь, атомы возбуждаются, ионизируются, и при этом возникает світіня. Земной наблюдатель видит эффектное зрелище - дождь падающих звезд. Ему

кажется, что траектории светящихся частичек выходят с одной точки неба - радианта, хотя на самом деле эти траектории почти параллельные одна одной.

«Космическая иллюзия», что сыграла заметную роль в развитии планетной астрономии, связанная и из наблюдений нями Марса. Вследствие огромного расстояния при телескопических наблюдениях отдельные мелкие детали на поверхности этой планеты сливаются в сплошные линии, которые некоторым астрономам сдались системой гидротехнических сооружений, построенной умными жителями Марса. Когда автоматические межпланетные станции, которые осуществили полет на Марс, передали детальные изображения поверхности планеты, иллюзорный характер марсианских «каналов» стал абсолютно ясним.

Методические соображения. Полезно обратить внимание учеников на то, что в астрономии с несоответствием видимого действительному мы встречаемся особенно часто. Например, надо еще раз напомнить о том, что когда мы смотрим на небо, то все светила кажутся нам расположенными на одинаковых расстояниях от Земли, будто на внутренней поверхности гигантского шара - небесной сферы. При этом обычные узоры созвездий образованы звездами, которые на самом деле находятся на разных расстояниях от Земли и одна от одной и лишь проецируются в одну и одну и ту же область небесной сферы. Вообще выяснение того, какой космический объект находится ближе, а который дальше, не простая задача даже для астрономов, вооруженных специальной аппаратурами. Прямыми измерениями удается определять расстояния лишь для сравнительно близких космических объектов. Для дальнейших приходится тратить большие усилия на то, чтобы выяснить, или есть система небесных тел, которая их интересует, в самом деле единой физической системой взаимодействующих объектов или ее составные части лишь проецируются в одну и одну и ту же область небесной сферы.

Научная революция Коперника. Конец XV и начало XVI век были временами глубоких изменений в истории Евро-

ни. Эпоха Возрождения стала эпохой революционной и идеологической борьбы.

По словам Енгельса, то была «эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанів относительно силы мысли, страсти и характера, относительно многосторонности и учености» '.

Одним из таких титанов был большой польский ученый М. Коперник, который разработал гелиоцентрическую систему мира и тем самым осуществил наибольшую революцию в представлениях о мироздании, которое справило огромное влияние на все дальнейшее развитие науки.

«Революционным актом, которым исследование природы заявило о своей независимости...- писал Ф. Енгельс в «Диалектике природы»,- было издание бессмертного произведения, в котором Коперник бросил - хотя и боязливо и, так сказать, лишь на смертном одре - вызов церковному авторитету в вопросах природы. Отсюда начинает свое летосчисление освобождения природоведения от теологии, хотя выяснение между ними отдельных взаимных претензий затяглеся к нашим дням и в некоторых главах далеко еще не завершилось даже и теперь. Но с этих пор пошел исполинскими шагами также и развитие наук, который усиливался, если можно так высказаться, пропорціо-нально квадратные расстояния (во времени) от своего исходного пункта» 2.