Астрономическая наука и предусмотрения. Борьба за научное мировоззрение

Главная - Астрономия, авиация, космонавтика - Астрономическая наука и предусмотрения. Борьба за научное мировоззрение

Бог недосягаемый средствам науки, твердят, например, некоторые богословы, он находится за ее пределами. Поэтому свидетельство его существования следует искать в «белых пятнах» современного природоведения, в тех проблемах, которые науке не удается решить.

Приверженцы этой точки зрения не без оснований считают, что значительно удобнее и выгоднее толковать в религиозном плане не то, что уже открытое природоведением, а то, что еще неизвестное... Хотя из позиции науки такой способ «естественно-научного» обгрунтування религии не выдерживает, разумеется, никакой критики. Рано или поздно наука успешно решает проблемы, которые стоят перед ней, и ликвидирует тем самым любые «белые пятна».

Немного на другой позиции относительно науки стоят официальные теоретики русского православия, которые вообще стараются по возможности обойти вопрос, так или иначе связанные со взаимоотношения науки и религии.

Заигрывая с наукой, современная церковь вместе с тем старается положить ответственность за все трудности, с которыми имеют дело народные массы в западном миру, на научно-технический прогресс. Это один из любимейший тактических приемов, который охотно использует церковь в капиталистических странах для удержания верующих и увеличение их количества. Вместе с тем всячески делается ударение на потому, что наука до сих пор не смогла удовлетворить найнасущніші потребности людей - обеспечить человеку длинную жизнь без болезней и при достаточном количестве пищи. Так формируется вражеское отношение к науке, недоверие в ее возможности, представление о том, что наука якобы занимается не теми проблемами, которыми ей следует заниматься.

Поняло, возражение огромной положительной роли, которую сыграла и продолжает отыгрывать наука в развитии человеческого общества, ее колоссального взноса в прогресс земной цивилизации ни на чем не грунтується. Не будь науки, мы, наверное, до сих пор жилы бы в лучшем случае на равные средневековья и не имели бы ни самолетов, ни машин, ни станков, ни радио, ни телевидение, ни медицинских приборов, ни много другого из того, что определяет лицо современной цивилизации.Что же к конкретным научным достижениям, то здесь без толку ставить вопрос о том, хорошие они или плохие, полезные или вредные. Ответить на подобный вопрос «вообще» невозможно. Все зависит от конкретных исторических условий. Любое научное открытие может послужить на благо людям. Но в определенных социальных условиях, в классовом антагонистическом обществе его можно в принципе использовать в ущерб людям, возвратить на их уничтожение. В частности, в странах современного империализма есть определенные силы, заинтересованные в разжигании военной истерии, применении новейших достижений физики, химии, биологии, электроники, автоматики для создания варварских видов оружия массового уничтожения.

Вместе с тем возникает и такой вопрос: возможно, религиозные теоретики в чем-то усе-таки имеют рацию, возможно, наука и в самом деле «не из того начала» и не совсем тем занимается? Например, вместо того чтобы интенсивно изучать Вселенную, исследовать мир элементарных частичек, следует направить все научные силы и средства на разработку методов лечения болезней и удлинение человеческой жизни.

Бесспорно, оба эти задачи имеют первостепенное значение, и их решению отводится огромное значение. Но это не означает, что все другие задачи можно к поре к времени отложить. Прежде всего потому, что общество имеет потребность »и в космических исследованиях, и в атомной энергии, и в познании закономерностей строения материи и во многом другому. Но еще и потому, что развитие идет очень сложным путем и решение того или другой конкретной задачи иногда требует комплексного подхода, использование данных разных наук.

Так, скажем, современная медицина широко использует достижение физики, электроники, биологии, космической медицины, математические исследовательский приемы. Такие же тесные связи существуют между физикой и биологией, биологией и химией, геологией и астрономией и др. І связи, подобный этим, не е случайными. На основе огромного опыта познания окружающего мира современная наука пришла к заключению о необходимости системного подхода к изучению разных явлений природы. Иначе говоря, любое явление надо изучать не изолировано, не отторгать его искусственно от других явлений, а рассматривать в едином комплексе с теми естественными процессами, с которыми оно прямо или посредственно связано.

Методические соображения. Мы рассмотрели вопрос о взаимосвязях науки и религии главным образом на примере католицизма, поскольку из всех современных церквей именно католическая церковь (и отчасти православная) уделяет этому вопросу более всего внимания.

При изучении этого раздела курса астрономии особенно важно указать, что в центре борьбы науки и религии по сути всегда стоял вопрос о месте и роль человека в мироздании, о смысле человеческого существования. Так было в то время, как одна одной противостояли научная и религиозная картины мира, так стоит дело и теперь, когда богословы уже не вступают в спор с наукой по конкретным вопросам мироздания. В связи с этим особенно важного значения приобретает философское осмысление достижений природоведения, систематический анализ всех новейших научных открытий и проблем из позиций атеизма и диалектического материализма независимо от того, успели ли уже богословы интерпретировать и фальсифицировать эти открытия и проблемы в религиозном плане. Поэтому учитель астрономии и физики должен не только внимательно следить за развитием этих наук, а и быть постоянно в курсе тех мировоззренческих проблем, которые возникают в процессе их развития.