Вклад украинских ученых в развитие космонавтики


Вклад украинских ученых в развитие космонавтики

Украина имеет полувековой опыт космической деятельности. Украина буде активным участником реализации космической политики Европы.

Так, украинские предприятия и организации “Коммунар”, “Арсенал”, “Монолит”, Евпаторійський космический центр принимали участие в подготовке запуска первого искусственного спутника Земли, выведенного на орбиту 4 октября 1957 года.

С 60-начала х лет предприятия Украины начали разработку и производство систем управления, бортовой автоматики и других систем и приборов для космических объектов и комплексів.

12 апреля 1961 года русская модифицированная межконтинентальная баллистическая ракета Р-7, оборудованная приборами предприятий “Коммунар” и “Арсенал”, вывела на околоземную космическую орбиту первого в истории человечества космонавта Юрия Гагаріна.

Деятельность конструкторского бюро “Южное” в сфере научных исследований началась в 1961 году из разработки космических аппаратов “Метеор” и “Стрела”.

В 1962 году носитель^-носитель-носильщик-носитель-ракета-носитель “Космос” вывела на орбиту первый спутник днепропетровской разработки ДС-2, а в 1967 году носильщиком-носителем-ракетой-носителем “Космос” на орбиту был выведен ориентированный в атмосфере спутник “Космическая стрела”.

Сопредседатель общей рабочей группы Украина - ЕС из космических исследований Хардвіг Бішофф признает широкие озможность Украины в области космических исследований и технологий и считает, что наша страна найдет достойное место в европейской космической политике и европейском космическом сотрудничестве. По его словам, прежде всего речь идет о системе глобального мониторинга окружающей среды и безопасности - GMES (Global Monitoring for Environment and Security). Х. Бішофф считает, что навигационная система Galileo, создаваемая в Европе, должны охватить и территорию Украины. По его словам, сейчас длятся переговоры о подключении Украины к созданию такой европейской системы глобальной навигации, которая в отличие от американской системы GPS имеет гражданское применение. Также широкие озможность для сотрудничества существуют в сфере космических наук, в секторе запуска космических аппаратов, считает представитель Єврокомісії.

Он также признает существование проблем на пути космического сотрудничества. Одна из них заключается в том, что украинской стороне не так легко быть привлеченной к европейским научно-исследовательским программам, а также к европейским консорціумів. «Мы из европейской стороны должны предоставлять больше поддержки и давать больше идей - как интегрировать украинских ученых к большим проектам», - считает Х. Бішофф. Вместе с тем он заметил, поскольку получение Украиной членства в ЄКА будет нуждаться в немало лет, стороны могут сотрудничать прямо в рамках Соглашения о научно-техническом сотрудничестве между Украиной и ЕС.

На мысль же заместителя гендиректора НКАУ, особых препятствий на пути сотрудничества ученых Украины и Европы в космической сфере не существует. «Мы хорошо понимаем одно одного, наши интересы совпадают, и главное, очевидно, найти общие цели и двигаться к ним вместе», - указал Э. Кузнецов. По его словам, украинская космическая область функционирует, и для нее не тяжело привлечь иностранный капитал к интересным и важным проектам. Заместитель гендиректора убежден, что Украина будет принимать участие в глобальном проекте европейской навигационной системы Galileo, что предусматривает вывод в космос 30 супутників. «Уже сегодня мы вкладываем средства в научные проекты, имеем красивые наработки для приема информации из спутников системы Galileo. Имеем подготовленную наземную инфраструктуру, которая будет работать в этой системе», - сказал Э. Кузнецов.

Как объяснил директор Харьковского радиоастрономического института НАН Украины, академик Александр Коноваленко, речь идет об использовании антенны РТ-70 в Евпатории для приема сигналов телеметрии из европейских космических миссий далекого космоса типа «Экспресс^-Экспресс-марс-экспресс». Буквально на днях Харьковский институт подписал контракт с ЄКА относительно реализации в этом году пілотного проекта испытания антенных средств украинского производства для сопровождения космических миссий европейских государств. Если будет доказано, что антенна есть высокоэффективной, то такая работа может стать будничной. Тогда по определенному регламенту антенну будут подключать к приему сигналов от космических аппаратов, сказал О. Коноваленко.Как указал заместитель гендиректора НКАУ, Украина имеет перспективу для участия в космическом сегменте проекта Galileo. Поскольку первые из 30 спутников будут запускать в 2007 - 2008 годах, то мы имеем разгонку, считает Э. Кузнецов. Если мы активно будем сотрудничать в области науки, космических исследований, разработки новой техники, электроники и микроэлектроники, мы сможем сделать свой взнос и у создание этих космических аппаратов и усовершенствование существующих наземных средств, указал он. К европейским космическим проектам привлекается харьковский ОАО«Хартрон», что специализируется на производстве космических систем управления. Об этом сказал директор из развития бизнеса английской компании НТА Джіангранде Барресі. Будут ориентировать на орбите европейские спутники двигатели украинского производства. В феврале ДКБ «Южное» подпишет контракт с итальянской компанией Avio на поставку 6 разгонных блоков РД- 868Г на протяжении года для европейского ракетоносителя Vega, сказал начальник проектного сектора ДКБ «Южное» Александр Животов. По его словам, ДКБ «Южное» на протяжении четырех лет работало над созданием уникального разгонного блока - жидкостного ракетного 4-двигателя ї степени РД-868Р с тягой 250 кг. Украинский конструктор указал, что европейцы долго выбирали и взяли наш двигатель, который есть лучшим из существующих двигателей с подобной тягой и размерностью. Много представителей украинской космической области единодушные в необходимости активного сотрудничества с ЕС. Особенно это ощущают непосредственно на фабрике ракет. В частности, О. Животов признал, что Россия все больше ориентируется на производство ракетоносителей на собственных заводах.





Вернуться назад