Воздушный флот


Далеко не все изготовленные на их заказ самолеты австрійці успели вывезти из Одессы. До 25 октября 1918 г. к Австро-Венгрии было отправлено лишь 66 “Анасалей” [4, 9], 23 из них после распада империи попало к чехословацким военно-воздушным силам. Когда в ноябре 1918 г. в Одессе высадились интервенты Антанты, они проявили на заводе “Анатра” 123 самолета “Анасаль”. Эти машины были переданы деникинцам, которые отправили в секущему-злому 1919 г. 30 таких самолетов в Севастополь для использования в авиашколе и еще несколько десятков - в Новороссийск и дальше на Северокавказский фронт [11, 45]. После этого производственная деятельность фирмы “Анатра” на некоторое время прекратилась и была восстановлена лишь после окончательного установление на юге Украины и в Крыму советской власти.Новые власти национализировали фирму, разделив ее на два самостоятельных подраздела. Одесский завод “Анатра” стал “Государственным авиационным заводом № 11”, или сокращенно - ГАЗ №11, а симферопольский получил название “ГАЗ №15”. В Симферополе выпуск самолетов так и не был восстановлен, и в 1922 г. ГАЗ №15 прекратил свое существование. Одесский же завод в 1921-22 гг. выпускал для советского военного ведомства крайне устаревшие учебные самолеты “Фарман”-ХХ. Продлевались и работы по созданию новых самолетов. Конструкторский отдел ГАЗ №11 возглавил В.Хіоні, который продолжал совершенствовать свой двухмоторный самолет “Анадва”. Эта машина получила название “Хіоні” №4 и в 1921-23 гг. испытывалась в Одессе и Москве, тем не менее была признанная устаревшей и в серийное производство запущенная не была. После испытаний исследовательский самолет використовувся как учебный в Школе стрельбы и бомбометание в Серпухове [1, 103].

Опыт гражданской войны убедил советских военных в чрезвычайно важной роли, которую могут сыграть в боевых действиях большие соединения конниц. Итак не удивительно, что первым советским серийным самолетом постоянная машина, созданная В. Хіоні специально для связи и сопровождения кавалерии в рейдах. Именно таким назначением и объясняется кое-что странное название самолета - “Горбоконик” (русской - “Конек-Горбунок”). Официально же самолет назывался “Хіоні” №5. При создании этой машины конструктор использовал большей частью узлы предыдущих моделей - “Анаде” и “Анасаль”. Двигатель был итальянским, марки “Фіат”, мощностью 100 к.с. [9, 297]. Весной 1923 г. “Хіоні” №5 вышел на летные испытания, которые, однако, продемонстрировали несоответствие летных характеристик машины требованиям военных. Был сделан вывод о целесообразности использования самолета лишь в качестве учебного. В 1924 г. “Хіоні” №5 был запущен в серийное производство на ГАЗ №11 под обозначением В-8. К осени 1924 г. в Одессе выстроили 31 такой самолет. Тем не менее на вооружение советской военной авиации “Горбоконик” так и не попал. Вместе с тем все построенные самолеты были оборудованы устройствами для распыления отрутохімікатів и к 30-х гг. использовались в сельскохозяйственной авиации. В таком варианте один из самолетов демонстрировался на международной авиационной выставке в Берлине в 1928 г., где получил положительную оценку специалистов [1, 103-104].

Самолеты, произведенные в Одессе, надолго пережили свой завод. Советское руководство в 20-те гг. проводило линию на укрупнение и сокращение количества авиапредприятий. Соответственно этому, в мае 1924 г. ГАЗ №11 был реорганизованный и получил название “Государственные авиационные мастерской №7” (русская аббревиатура - “ГАМ №7”) [1, 103]. Выпуск самолетов в Одессе окончательно прекратился и в дальнейшем здесь осуществлялся лишь их ремонт.

Подытоживая сказанное, можно сделать следующие выводы. Благодаря объединению усилий энтузиастов авиации и предпринимательского капитала в Одессе в 1912 г. был создан авиационный завод “Анатра” - первое такое предприятие на территории Украины. Общая отсталость Русской империи от передовых стран обусловила необходимость широкого применения иностранного опыта при организации такого сложного производства, как авиационное. Это достигалось путем закупки лицензий и привлечение заграничных специалистов, и благодаря этому удалось создать довольно современное предприятие. В годы Первой мировой войны объем производства фирмы “Анатра” значительно возрос и она вышла на одно из первых мест среди родственных предприятий Русской империи за количеством и техническим уровнем изготовленных самолетов, степенью технического оснащения и количеством работающих. Однако революционные события и гражданская война серьезно подорвали производственные мощности заводов “Анатра”. После утверждения большевистской власти заводы фирмы были национализированы, тем не менее новым властям так и не удалось наладить их эффективную работу, и к 20-середины х гг. авиазаводы бывшей фирмы “Анатра” прекратили существование.

История авиации Украины начинается из времен Украинской Народной Республики (УНР). В ее вооруженных силах авиационные части начала созданная в конце марта 1918 года Запорожская воздухоплавательная эскадра. Она входила в состав армейского корпуса, который образовался на базе запорожской дивизии, и разместилась в Харькове. Со временем возникли новые авиационные формирования, которые были объединены в три авиационных отряда (инспектуры), а также эскадра трудных четырехмоторных бомбардировщиков типа "Илья Муромец". Последние поднимали до 800 кг бомб и имели на вооружении 7-8 пулеметов. В декабре 1918 года в состав Украинской Галичской Армии, которая была вооруженным формированием Західно - Украинской Народной Республики, вошла первая "літунська сотня", а потом был созданный и "літунський полк", который начислял 40 самолетов разных типов.Высокой майстерністюта героизмом отмечались в годы второй мировой войны летчики - украинцы. Они выполнили тысячи боевых вильотів, вышли победителями в сотнях поединков с самолетами противника. Найуславленіші из них - асс номер один советских ВПС трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб (62 воздушные победы) и дважды Герой Советского Союза Сергей Грицевець (40 побед).





Вернуться назад