Планета Нептун

Нептун - восьмая по счету планета Солнечной системы. Средняя удаленность Нептуна от Солнца 30,1 а. е., период обращения по орбите - 164 года и 288 дней. Видимый угловой диаметр Нептуна составляет около 2°. При измерении настолько малого диаметра угломерными приспособлениями из поверхности Земли относительная ошибка очень большая. Уточнить диаметр Нептуна удалось 7 апреля 1967 г., когда планета в своем движении на фоне звездного неба заслонило одну из далеких звезд. По результатам наблюдений с нескольких астрономических обсерваторий экваториальный диаметр Нептуна составляет 50200 км.

Новые сведения о диаметре разрешили уточнить величину средней плотности Нептуна: она оказалась равной 1,67 г/см3. Такие характеристики типу для планет-гигантов, которые составляются главным образом из водорода и гелия с примесью соединений других химических элементов. История открытия

Нептун был открыт необыкновенным образом. Было замечениный, что Уран двигается не совсем так, как ему полагается двигаться под действием притягивания Солнца и известных в то время планет. Тогда заподозрили существование еще одной массивной планеты и попробовали перечислить ее положение на небе . Эту чрезвычайно сложную задачу независимо друг от вторая успешно решили английский астроном Дж. Адамс и француз У. Леверье. Получив данные Леверье, ассистент Берлинской обсерватории И. Галле 23 сентября 1846 г. нашел планету. Открытие Нептуна мало наибольшее значение прежде всего потому, что оно послужило блестящим подтверждение закона всемирного тяготения, положенного в основу расчетов. Таким образом, с момента открытия Нептун даже не сделал полного оборота по своей орбите.

Здание планеты Нептун

В центре Нептуна, соответственно расчетам, мается трудное ядро из силикатов, металлов и других элементов, которые входят в состав земной группы. Изучение характера ослабления блеска звезды при ее затмении атмосферой Нептуна дало много дополнительной информации. В частности, был найденный средний молекулярный вес надоблачных пластов атмосферы Нептуна. Он отвечает молекулярному водороду с небольшой примесью метана. Детали на поверхности Нептуна различить очень тяжело. Поэтому параметры суточного обращения - положение оси, направление и период обращения - определить из наземных наблюдений очень сложно.

Спутники планеты Нептун

У Нептуна восемь спутников. Первый - Тритон - открытый в 1846 г., через двух недель после открытия самого Нептуна. По размерам и массе он больше Луны . Имеет обратное направление орбитального движения . Второй спутник - Нереида - очень небольшой , имеет сильно извлеченную орбиту. Расстояние от спутника до планеты меняется в пределах от 1, 5 до 9, 6 млн. км. Направление орбитального движения - прямое . Другие шесть спутников - Наяда, Таласса, Галатея, Деспина, Ларисса, Протей - были открыты в 1989 г.

Что поражает нас у Тритона, так это размеры. Светимость его составляет величину незначительную - всего около 13,6 звездной величины . Но это большая яркость, чем в Титании и Оберона, но же Тритон раза в полтора дальше от Земли, чем они, и солнечного света он получает вдвое меньше. Отсюда сразу пошло предположение, что Тритон должен быть большой.

Так оно и оказалось. Диаметр этого спутника явным образом намного превышает 4000 км, что больше поперечника нашей Луны. По всей Солнечной системе из спутников по размерам его превосходят только Ганимед, Титан и Каллисто. В астрономических кругах открытия было признано очень важным . Действительно, это был первый случай выявления большого спутника или едва не за двести лет, которые прошли после открытия Титана. Да и вообще это был всего седьмой известный науке спутник в Солнечной системе - ведь к открытию куда более близких к Земле Фобоса и Деймоса еще оставалось добрых три десятилетия. Поэтому к Тритону было привлечено внимание многих специалистов, которое долго не слабело. Среди тех, кто унес большой вклад у изучение Тритона уже в самом начале нашего столетия , нельзя не назвать члена-корр. АН СССР С. К. Костинского, что получил отличные (учитывая расстоянии, обычно) фотографии этого небесного тела и первым определил , что блеск его должен быть не 13-слабее и звездной величины . Так или почти так считаются и по сей день : нынешние астрономы числят Тритон среди объектов приблизительно четырнадцатой звездной величины .

Работами ученых разных, стран "досье" Тритона медленно, но верно, пополнялось. Стало ясно, что орбита его представляет собой почти идеальную окружность с радиусом около 355000 км. Хотя длина пути Тритона вокруг Нептуна почти такая же, как у Луны вокруг нашей планеты, он обегает свою планету впятеро быстрее. Чему - это ясно: масса Нептуна в 17 из лишним раз больше земной , она и ускоряет стремление спутника.Все другие спутники Юпитера и Сатурна обращаются в плоскости экватора своей планеты. А вот Тритон (как и Луна) не подчиняется такому правилу: его орбита на 20° наклонена к экватору Нептуна. И направление движения Тритона - противоположное тому , в котором оборачивается "хозяин". Кроме Тритона, во всей Солнечной системе двигаются "назад" только четыре внешних спутника Юпитера и сатурнова Феба; но ведь все они крошки в сравнении с ним. Тритон - единый во всей Солнечной системе спутник , который со своей планеты выглядит крупнее, чем Луна представляется человеку. Крупнее, но отнюдь не ярче: даже, если Тритон покрыт льдом, который хорошо отбивает свет , все ровно, Солнце отсюда так далекое, что нептунскую ночь он освещает раз в 150 тусклее, чем Луна земную . И еще в один Тритон уступает Луне (но только ей): в массе относительно своего центрального тела - Луна, как известно, взвешивает в 81 раз меньше, чем Земля, а Тритон - в 750 раз меньше, чем Нептун . Но ведь даже гигант Титан уступает своему владыке Сатурну в массе в 4 тысячи раз , а Ганимед Юпитеру больше чем в 12 тысяч. Не так давно У. К. Хартман (США) пересчитал размеры Тритона. Диаметр его "вырос" до 6000 км, а Тритон по размерам сразу вышел на первое место среди всех спутников. Тогда, если верить этой оценке, средняя плотность его будет всего 1,2 г/см3.