Или существуют «надцивілізації»

Главная - Астрономия, авиация, космонавтика - Или существуют «надцивілізації»

В последнее время в связи с проблемой позаземних цивилизаций достали довольно большого распространения своеобразные білянаукові мифы, в том числе миф о могущественной позаземну надцивілізацію, которая будто бы сознательно занесла жизнь на нашу планету и продолжает наблюдать за вами или йавіть незримо руководить ходом развития человечества.

Определенным толчком к появлению и распространению подобных білянаукових мифов е стремление некоторых людей, иногда неосознанное, искать и находить в любом нерешенном вопросе что-то таинственно и сенсационное.

Человек религиозный склонна видеть в нем проявление высших, «потусторонних» сил. Материалист же, столкнувшись а таинственным, наоборот, начинал активно искать его естественные причины. Столкновенье с загадочными явлениями всегда було стимулом к дальнейшему прогрессу науки, к исследованиям, которые генерируют новое знание.

Когда же подойти к возникновению білянаукових мифов из социальной точки зрения, то в конечном итоге в их основе лежит одвічна надежда некоторых людей, которые не умеют мыслить из научных позиций на решение проблем, которые волнуют в данный момент человечество, без их собственного практического участия, каким-то чудесным чином.

Отталкиваясь от целиком допустимой гипотезы о возможности существования умной жизни на других космических мирах и пользуясь тем, что современная наука каких-то конкретных сведений о позаземні цивилизациях не имеет, некоторые последователи идеи надцивілізацій и их влияния на земную жизнь развивают ничем не обгрунтовані представление о неограниченном могуществе инопланетян, об их безграничных возможностях и т.п., т.е. фактически приписывают им статус сверхъестественных сил.

«Конечно, могут обнаружиться такие «радикально мыслящие» умы, - писал С. Шкловський,- какие именно возникновения жизни на Земле и как итог его эволюции - появление умной жизни на ней - попробуют объяснить сознательным вмешательством позаземних умных факторов. Развивая подобные «идеи» дальше, нетрудно вообще «объяснить» всю наблюдаемую картину мира действием «надрозумного» космического фактора. Конкретным научным возражением против такой сугубо религиозной концепции есть хотя бы 3-вся мільярдирічна история эволюции жизни на Земле, обусловленная имманентными причинами, которые познаны наукой (дарвиновский естественный отбор и мутации). Как и раньше, религиозные "представление в .наши дни вступают в непримиримое разногласие с наукой.».

Таким образом, современная білянаукова міфотворчість вырастает в результате фантастического «раздувание» которые^-которых-которые-где^-которых данных природоведения. Формально миф о над-цивилизациях - не религия, но в его основе - безудержный и безответственный отлет фантазии от реальной действительности, от существующего научного знания. И хотя ситуации и объекты, которые эта фантазия конструирует, объявляются полностью материальными, такими, что не имеют никаких признаков сверхъестественного, по сути они наделяются именно сверхъестественными свойствами.

Методические соображения. Наверное, нет другой проблемы в современном природоведении, которая такой мерой привлекала бы внимание учеников, как проблема позаземних цивилизаций. В этом нет ничего плохого - увлечение любой областью науки можно только поздравлять. Но это увлечение должно «питаться» сугубо научными данными. Поняло, ученики могут проявлять интерес и к научно-фантастическим произведениям, посвященным проблеме «космических братьев по уму». Однако при этом они должны уметь отделять научное от фантастического.

К сожалению, на практике этот принцип реализуется далеко не всегда. Нередко ученики составляют мысль о тех или другие аспекты проблемы жизни и ума во Вселенной не на основе научных данных, а под влиянием сенсационных сообщений, которые хотя извне, возможно, и привлекательные, но

на самом деле не имеют под собой абсолютно никакого научного грунту. Особая опасность заключается в том, что, укореняясь в сознании молодой человека, такие ошибочные представления способны деформировать ее мировоззрение в сторону религии.

Но, возможно, идея об инопланетных надцивілізації и могущественных космических пришельців - лишь красивая фантазия, призвана пробудить интерес к современной науке, особенно в молодые? Может, не надо «убивать мечту»? Не произойдет ли так, что молодой человек, взнавши сухую и совсем не романтическую правду, навсегда одвернеться от науки и вообще потеряет желание прислушаться к ее голосу? А увлекшись наукой, она со временем разберется в том, что правда, а что выдумка.

Тем не менее с такой точкой зрения нельзя согласиться. Извращение научной истины с целью заигрывания, ради сомнительной надежды предрасположить таким образом внимание к науке ни к чему доброго привести не может.