Архитектурное проектирование в рамках системы «среда-человек» (за В.Л.Антоновым)


План

1. Системность как характеристика целостности в архитектуре

2. Язык и речи архитектуры как средство выражения архитектурной композиции

Литература

1. Системность как характеристика целостности в архитектуре

Учитывая определяющее влияние среды на человека и его восприятие любого объекта в этой среде, методологической проблемой архитектурной композиции становится природа восприятия человека, его реакции на влияние среды.

В таком случае методическая проблема формулируется как отношение проекта к эстетичному влиянию среды. Античная и средневековая архитектура формировалась в натуру, и архитектор, входя в реальность, неизбежно ставил себя в позицию будущего потребителя. Но если сегодня проект является средством прогнозирования реальности, то его автор, как и бывший зодчий, должен воссоздать эту позицию; т.е. воссоздать в своем проекте влияние среды на жителя.

Как добиться такой адекватности в проектном процессе?

Архитектурная теория определяет композицию как ЦЕЛОСТНОСТЬ, взаимосвязь частей. В этом качестве она соотносится с философскими и кибернетическими понятиями системы. Сущность архитектуры отвечает трактованию систем, которые “не могут быть разложены на простые составу” [2]. В городской среде, более чем где-то, оказывается структурная иерархичнисть системы: переход одного качества в другую: дома - в ансамбль, а ансамбля - в градостроительный контекст. Городская среда служит образцом системы не только за масштабными признаками, но и с точки зрения целостности. Эта целостность городской среды - результат взаимодействия двух подсистем: одной, що отбивает материальную деятельность, и другой - духовной, эмоционально-эстетичной.

В этом смысле городская среда соотносится с миром эмоций человека. Эмоционально-эстетичное влияние городской среды определяется дуализмом человеческого “Я”: расхождением между социальными и личностными качествами человека. Итак, архитектурная система - это не просто объект, а результат взаимодействия объекта и человека.

Такое взаимодействие демонстрирует А.В.Бунин при описании Чандигарха: “Будто обращаясь к стране от лица горного мира, Корбюзье направил архитектурную энергию Чандигарха к большой индийской равнине, куда несут свои воды многочисленные притоки Инда и Гангу” [16, т.2, с.386]. Не менее поэтически обозначает Ле Корбюзье пространства Бретани: “Тогда раскрывается безграничная глубина, раздвигаются стены, исчезает все случайное - происходит чудо, которое оказывается несказанным пространством... Мне не известное чудо веры, но я не раз переживал чудо эстетичного наслаждения, которое создает несказанное пространство” [12, с.261].

Таким образом, основная проблема архитектурной композиции может быть сформулирована как невозможность познать композицию города вне личности человека, который действует в городской среде и воспринимает ее как ЦЕЛОСТНОСТЬ в рамках своих “сущностных сил”, их социального и родового аспектив.

Эстетичное влияние среды - это, во-первых, переданная ею информация, влияние ее физических параметров на наши органы почуттив.

Во-вторых, - это составление в целостность в чувственном сознании человека отдельных сигналов среды. В реальной среде ежедневные мозаичные впечатления - от города и районов в комнату в дому - в одних случаях составляются в целое, в других - ощущаются хаосом.

Возникает вопрос, как формируется образное единство городской среды?

2. Язык и речи архитектуры как средство выражения архитектурной композиции





Вернуться назад