Деревянная архитектура Коломыи и Коломийщини


За конструкцией, колокольни Коломийщини в преобладающем своем большинстве принадлежат к типу квадратных, двухъярусных, нижняя часть поставлена в сруб, который стоит на грубых основаниях, а верхняя сделанная в каркас. Нижняя часть от горишньой отделяется широкому навесом, а завершается колокольня широким дашком.

е также на Коломийщини и трехъярусные колокольни, верхняя часть которых украшена разнообразной аркатурой. Некоторые колокольни имеют стремянки в середине зруба, а некоторые извне, и чтобы звонить - надо добыться на второй сверх по отдельной внешней стремянке.

К общественным сооружениям следует отнести и часовенки, которые сводились в каждом сели, городку, больших и малых городах. Почти все они были в свое время уничтоженные коммунистической властью, а те, что сохранились, дошли к нам в уничтоженном состоянии. Строились часовенки на кладбищах и при дорогах. В тех, что располагались в пределах кладбища, справлялись панихиды, поминальные ободья и т.п.. Придорожные часовенки были олицетворением набожности граждан и подтверждали развитие придорожных крестов. Чтобы защитить от ветра, дождя или снега крест и свечку сначала ставили на четырех столбах над ним небольшой дашок, а со временем - и стены. Строились часовенки из дерева. Теперь на месте разрушенных часовенок строятся новые. Как и когда-то, их украшают извне разнообразной резьбой. Внутри часовенки делают настил, на котором ставят кресты, образы, свечки.

На Коломийщини процветало плотническое мастерство и потому здесь есть интересные синагоги. Из лучших образцов отметим синагоги в городках Яблунив, Печенижин, Гвиздець. Наиболее распространенным - так как простейшим - типом является синагога в Гвиздци, подобный ее в - Роздоли, Жидачове. Синагога в Печенижини совсем в таких самых фермах и деталях, как один из городских домов в Яблоневые. Синагога в Яблоневые (1650-70) интересная не только своим фасадом с навесом, но также настенными орнаментальными мальовилами, выполненными от руки.

Висновкиу местной деревянной архитектуре постоянно повторяется традиционный тип тризрубного и пятизрубного крещатого храмов. Тем не менее народные мастера всегда наделяли свои произведения самобытными, неповторимыми чертами. С большим художественным дарованием и фантазией они каждый раз, по-разному применяли архитектурно-конструктивные детали, меняли пропорции обсягив.

Старинные церкви Коломыи и Покутье - это оригинальные произведения народного зодчества, распространенного на Украине в 17-18 ст. В условиях польсько-шляхетськой агрессии строились православные церкви, как проявление борьбы с католицизмом и унией преимущественно за средство крестьян и мещан. Талантливые народные мастера не раз жестоко преследуют как польскими, так и окатоличенными украинскими мещанами.

Поэтому деревянные церкви представляют не только большую художественную стоимость, но и историческую, они связаны с классовой и народно-освободительной борьбой трудящихся масс. В условиях тяжелого феодального тяжелый времени на Покутье развивалась культура и народ проявил большой интерес к образованию, архитектуре, живописи, скульптуре, прикладному искусству.

Край этот очаровывает разнообразной природой, живописными ландшафтами. Здесь, почти нс каждому шаге, встречаются произведения искусства, созданные работой украинского народа.

Список использованной литературы

1.„архитектурни памятки Украины”. Ю.С.Асеев, Киев.

2.„розповиди об архитектурных сокровищах”. Ю.С.Асеев, Киев, 1976 г.

3.„гуцульщина 18-19 ст.”. В.В.Грабовецький, Львов, 1982 г.

4.„украйнськи Карпаты”, Москва, 1973 г.

5.„по Гуцульщини”, Д.Н.Гоберман, 1979 г.

6.„замки и монастыри Украины”. О.В.Лесик, Львов, 1993 г.

7.„украйнськи Карпаты”, Издательство „мистецтво”, 1973 г.





Вернуться назад