Деревянная архитектура Коломыи и Коломийщини


Известные также покутськи п'ятизрубни церкви с тремя куполами, например. Трофанивка, Яворов круг Косовый, построенная мастером Лесем Ковбачуком, также Тыловая (пов. Снятин). П'ятизрубни церкви с пятью куполами на Покутье редкие и отмечаются чрезвычайным мастерством выполнения и викинченистю деталей: Княжь двор, Верб овец, Коршив. П'ятизрубни встречаются строения в районе Городенки.

Еще одну памятку храму открыто на бывшем укрепленном городище в с. Олешкив Снятинського района на высоком береге г. Прут во время раскопок археологом Б.Томенчуком. Остатки открытых фундаментов считает досидник, е фундаментами дерв'яного храма Хии-Хиии ст. Уникальное сооружение имело форму восьмигранника диаметром 20 г с тремя описания дамы с востока. В середине найдены остатки пола составленной с керамических палив'яних плиток треугольной квадратной и фигурной формы с изображением орла и грифона. Под полом выявлено около 25 погребений, которая подтверждает культовое назначение храма.К рогу на Коломыю, которая идет от Кременцив ведет по самым живописным местам этой части Карпат. На реке Прут часто завстречают водопади, скалисти обрывы гор придают ландшафту фуровисть. Возле села Микуличин, слева дороги, стоит небольшая колокольня ХVиии ст. с очень выразительным силуэтом. Несомнительно, что этот маленький шедевр сделан талантливой рукой.

Невысокий открытый нижний сруб колокольни охватывает широкое опоясання на крантейнах, а над ним поднимается очень низкий, всего три бруса, четвирик. В йього кровлю будто врезанный двухъярусный объем - “висьмирик на волшебнице”. Аркада звонов, которая находится в верхнем ярусе, накрытая куполом с энергичным, упруго обрамленным перехватом у основы и увенчанный лихтарем.

В селе Ямная, тоже слева дороги находится храм архангела Михайла и колокольня ХVии-ХVиии ст. Небольшая колокольня, представляет собой композицию “четверка на четверке” формы ее строгие, а силуэт сухой. Храм Михайла в плане решен как ривнокинечний крест - все его срубы одинаковой ширины. И потому в его общей конструкции важное место отведено боковым помещением. Хотя центральный квадрат очень низкий, а шатров его купола крутой, он хорошо в'яжиться с четырьмя объемами, которые осталась. Благодаря этому в пространственном восприятии церковь приобретает пирамидный силуэт. Внутренняя среда храма тоже решено особенно - здесь все пять помещений одинаково просторные. Небольшой иконостас находится в центральном срубе, вышивка и старые иконы предоставляют интерьеру оскорблений музея народного искусства.

Основные черты Покутських храмов - они владеют каждый своими особенностями - размерами, пропорциями, силуэтом, Разнообразные в построении и в деталях творцы, мастера в своей работе не повторяются, стараются предоставить каждому произведению свой особый образ.

ДЕРЕВЯННАЯ АРХИТЕКТУРА КОЛОМЫИ

Впервые о г. Коломыя упоминается в летописи 1240 г. О возникновении названия города существуют разные версии. По одной из них „коломия” происходит от протекаю чего здесь ручья „мий” и означает „коло Мий”.

Нелегкая была в прошлом судьба города, много раз оно розрушувалося пожарами. Много раз, но поднималось из руин и пепла, возвращало себе славу большой ячейки торговли и ремесла. В результате город стал известный, как центр Покутья. В процессе исторических контактов Коломыи с гирцями она и самая впитувала черты их художественной культуры.

Развитие Коломыи, как и много других западноукраинских городов происходило в нескольких исторических периодах. Первый - от древнейших времен и до конца 16 ст. - начался задолго к первой летописному упоминанию о Коломые, когда город из утверждение археологических и письменных памятников, простерлось на правом береге г. Прута, в пределах Воскресинецькой горы и вокруг нее ближе к с. Корнича, места, где впадают в г. Прут Сопивка, Пистинька, Лючка. Украинский историк и археолог А. Петрушевич во второй половине 19 ст. обследовал местность вокруг Воскресинецькой горы, на восточной ее стороне нашел немало археологических пам'яток.

В 13 ст. Коломыя была большим городом. Под ту пору в развитии Коломыи принимали участие как западные, так и восточные мастера строительные, что повтикали в наши края от монгольского нашествия. Уцелевшие еще в 19 ст. здания 14-15 ст. указывали на то, что в них сохранилось немало рис западноевропейского строительства.

В конце 15 ст. Коломыя расстроилась на север узкой полосой. Вырастают новые деревянные сооружения. В конце 16 ст. строительство в Коломыи становится плановым, начинается новый период в его развитии. Коломыя, как пограничный город испытал разных нападений врагов. 1502 г. ее получили волохи; 1532 г. - молдаванины; 1539 г. - татары. Почти 90 татарских нападений на Покутье перешли через Коломыю. Со значительных сооружений, сведенных в те времена известные православный монастырь и Благовещенская церковь.





Вернуться назад