Деревянная архитектура Коломыи и Коломийщини


В других тогдашних разведках авторы большей частью исследуют этнографию Покутья. В подорожных письмах русского ученого В.Кельсиева втор описывает покутську территорию.

Ценным источником истории и этнографии Покутье есть мемуары польского фольклориста Ю.Туринського, в которых он отобразил свои наблюдения от путешествия по Покутье в 80-х г.

Среди исследований Покутья второй половины ХиХ ст.. следует отметить монографию польского прогрессивного этнографа О. Кольберга, написанную н основе собранных им в 60-70 г. этнографических материалов.Значительный вклад у исследование Покутья сделал известный украинский писатель и ученый, один из первых галичских просветителей, член “Русского Троицы” Иван Вагилевич.

В 1957 г. в с. Заболотеви (Снятинський район) выявлено интересную письменную памятку. На церковному литургийные на деревянной доске размером 65х34 см наклеено бумага, где помещенная хроника. Эта своеобразная летопись названа - “Памятник списанный иереем Петром Ступницьким парохом в Брус турах”.

Итак, упомянутые и другие документы, несмотря на тенденциозный характер, дают возможность проследить за социально-экономической, культурной жизнью Покутянив.

Не смотря на войны, которые нанесли большой ущерб Покутський земле, горький край к этим порам скривае в себе большое количество художественных сокровищ. И наибольшей гордостью Покутья является народная деревянная архитектура. Недолговечность дерева была причиной того, что памятки деревянного зодчества радниших времен ХV ст. здесь не сохранилось. Несколько относят к ХVи ст., а сдача к ХVии - ХVиии ст.

Путешественник, который захотит поехать Покутье, пусть видкажеться от обычных представлений об архитектурных памятках - здесь он не встретит больших городов со значительными по мистобудивничому размаха ансамблей. Перед ним явятся вторые сооружения, скромные хаты и также скромные храмы. Неувядаемая красота, особое причарування простоты, поэтические черты заложенные в каждом памятнике. Неминуемая эстетичная ценность деревянного народного зодчества заключаеться усталость, что оно является живым примером воплощения истинно художественного искусства, присущего самой природе человека.

Покутська народная архитектура издавна отмечается высоким искусством и своеобразностью. Стилевые признаки ее ярчайший выступают в культовых сооружениях, преимущественно в деревянных храмах. Хотя украинскому народови мастера прошлого наибольшей мерой обнаруживали свою любовь к прекрасному именно в строительстве и обрамлении культовых споруд.

Старинные церковные строения Покутья - ценные памятки деревянной архитектуры. В этих культовых сооружениях виддзеркалюються разные виды изобразительного искусства. На основе описаний церковных визитаторив с 1753-1756 г. установлено 60 гуцульских церквей. Все они были построены в ХVи - середине ХVиии ст. из дерева и определялись высокими архитектурными формами. Визитатори выделяют несколько видов церковой деревянной архитектуры. Это прежде всего, - трибанни церкви (Люча, Стопчатив, Молодятин, Березив Нижний, Березив Горишний, Текучая, Криво уровня, Белые Ослави, Печенижин), строения которых достигают начал ХVии и даже ХVи ст.

Именно покутськи плотник на протяжении ХVи-ХVиии ст. создали яркую и самобытную школу народного деревянного строительства. Деревянные храмы, построенные покутя нами отмечаются своими архитектруно-конструктивними формами и оригинальными деталями, элементами декора и особой гармонией пропорций. В этих зданиях воплощены высокие идеалы и художественные вкусы народа.

Вызывает увлечение церковь св. Михаила построенная из “разного дерева” в с. Печенижини, а также передмиська печет нежинская церковь Воскресения. Она отмечается найдосконалишими пропорциями и чрезвычайно гармоническими формами.

Когда рассмотрения разные роды деревянного строительства, то понимается, наиболее богатая, мастерская и с художественной стороны наиболее ценные церковная архитектура к которой народный гений вложил целую душу, творческое стремление.

Первый тип строений, который не тяжело различить между другими, состоит из трех срубов и обычно с трех башен перекрытых ступинчасто-пирамидальними перекрытиями. П'ятизрубни крещатые деревянные строения - это второй характеристический тип украинских деревянных строений, которые еще в большей мере дают примеры большого мастерства. Более всего крещатых п'ятизрубних церквей было на Покутье, которое знаемо своей мастерство и запрятаньем архаических форм. Планы покутських крещатых строений имеют несколько отличий - 1. когда средний квадрат значительно больше четырех боковых квадратов или прямоугольников (Княжь двор) 2. боковые срубы такой самой длины как средний (Коршив).





Вернуться назад