Классицизм в архитектуре Украины конца 18 поч. 19 ст.


В конце ХVии ст.. в украинских городах очень распространенный был тип традиционной селенськой дома “на две половины”. Теперь увеличиваются размеры и усложняется планирование. Постепенно выработался тип и так называемого прибыльного дома. Появляются дво и трехэтажные жилые сооружения.

Развитие архитектуры Киева в значительной мере связанный с именем выдающегося архитектора Андрея Миленського, який родился в 1766 г. в семье военнослужащего. Свой путь в строительном деле он начал в 1775 г. Потом учился в Кремлевской экспедиции под руководством К. Бланка, а с 1787 г. - в Петербурге в Кваренчи, где работал 5 лет. Миленський за короткое время превратил патриархальный Киев с его многочисленными монастырями и руинами бывшего могущества и славы на современный европейский город. Под его руководством было положено много улиц, также определил и Крещатик как главную в будущем улицу Киева. Чтобы связать Крещатик с пид'йздними путями, Миленський пересек его начато Олександривською улицей между Подолом и Печерском, а конец Крещатика продолжил на Зх и Пд одной из наиболее длинных в тогдашнем Киеве улиц - Василивською. На Крещатике Миленський выстроил первый в городе театр из залом на 470 мест (не сохранился). В 1802 г. за проектом Миленського сооружено первый на Украине “Памятник в честь возобновления магдебургского права”, что представляет собой тосканську колонну с п'едисталом в виде арки.Для памятника избрали место в конце Крещатой долины, на березе Днепра, в окружении зеленые, где по перессказам происходило крещение киевлян в 988 г. В 1810 г. на Аскольдовой могиле сооружена церковь-ротонда в виде мовзолею-пам'ятника Аскольдови, которого за летописью считали первым киевским князем. Церковь стоит в замечательном естественном окружении. После сокрушительного пожара Подола в 1811 г. Миленському пришлось много поработать над застройкой этой части города. Он возобновляет старые здания и строит много новых. В Фроливському монастыри Миленський соорудил Воскресенску церковь с центральной ротондой, перекрытым куполом, и с двумя боковыми симметричными крыльями.

Церковь конечно имела вид гражданского здания, и имела крест на куполе, который свидетельствовал о ее культовом назначении. Наибольшим сооружением Киева первой половины ХиХ ст.. было здание университета. Ее строитель В. Беретти - известный архитектор, чье мастерство сложилось под влиянием его учителя по Академии искусств А.Захарова и Тома де Томана, с которым Беретти пришлось со временем работать в Петербурге. Здание университет размещен на перекрестке двух основных магистралей нового города, благодаря чему она хорошо связана с Крещатиком, Печерском и старым городом. Главный фасад корпуса университета выходит на Владимирскую улицу.

Центральный парадный вход акцентирован восмиколонним портиком ионического рдеру. Спокойная гладь стен подчеркивается рустованным цоколем, обрамлением оконных прорезов, поясом второго этажа с подоконными балюстрадами и деталями чугунного литва.

Через значительных высотных сооружений этого времени выделяется колокольня Успенского собора в Харькове, сведенная за проектом архитектора Е. Васильева в память победы над Наполеоном. Каждый из 4-ох ярусов колокольни представляет собой самостоятельную ордерную композицию, а пятый ярус представляет барабан увенчанный позолоченным куполом.

Во второй Поль. ХVиии ст.. развернулись значительные строительные работы на юге Украины. За короткое время там возникли такие значительные как елисаветград, Херсон, Мариуполь, Екатеринослав, Одесса.

В планировании и застройке этих городов принимали участие выдающиеся петербургские архитекторы.

В 1818-1920 гг. За проектом В. Стасова в центральной части мещанского предместья соорудили памятник выдающемуся английскому гуманисту Дж. Говарду, который умер в Херсоне. По завещанию над его могилой поставлен обелиск с солнечными часы. В начале 1790 г. архитектору И. Старову поручили избрать новую территорию, составить проект города Николаева. В архитектуре Николаева в прямых улицах и больших площадях сразу ощущается характер города спланированного на класицистичних началах. Центральная площадь была на сечении двух главных широких улиц. Ее застройка состояла из церкви в честь Григория Армянского, зданий магистрата, с каменными лавками. Наиболее значительной из них есть каменный двухэтажный дом. К нему симметрично прилегают с обеих сторон крыла в виде открытых галерей, которые предоставляют зданию легкости. Первый сверх магистрата имеет вид аркады на которую опирается стена второго этажа, а колоны боковых галерей связывают дом с другими зданиями площади.

В других зданиях в Миколаеви также ощущается старание по-новому трактовать классику смелым применением форм деревянной архитектуры, навеянных народного творчества.

Наибольшего развития среди городов конца ХVиии-ХиХ ст.. достигла Одесса. ЕЕ выстроили в 1794 г. на месте турецкой крепости Хаджибей. В 1803 Одесса еще была небольшим городом с девятью тысячами жителей. В городе было 14000 домов и землянок, незаконченные церкви, 39 небольших фабрик, 200 магазинов и магазинов. В 1804 г. градоначальник Одессы А.Э. Ришелье заказал проект театра известному архитектору Тома де Томану.





Вернуться назад