Инженерный гений рифму - колизей, пантеон

Главная - Архитектура - Инженерный гений рифму - колизей, пантеон

В последние столетия республики форум получил законченный архитектурный вид. С одной стороны к нему примыкал значительный дом государственного архива - Табуларий (от “Табула” - медная табличка с надписью), что стоял на сводчатых подземных этажах. Это был совсем новый тип общественного дома, и тот факт, что он появился впервые у римлянинов, говорит об их исключительном уважении к истории.

Извне Табуларий был декоративный греческим ордером, внутри же он состоял из системы сводчатых помещений. Из форума на Капитолий велели длинные ступеньки Табулария с 67 ступенек. Такие коридоры и ступеньки часто встречаются в республиканских домах. Они создают впечатление огромности охваченного архитектурой пространства. Но при этом все формы хорошо доступные для обзора в их перспективном сокращении: самая маленькая арка или ступенька отлично видные, самая далекая цель достижимая.

На площади высились храмы, среди них храм Вести, богини-дивы, в котором горел неугасимый огонь, который символизировал жизнь римского народа. Здесь же поднимались колоны, к которым прикрепляли ростры - носы побежденных вражеских кораблей (отсюда и название - ростральная колонна), и проходила “священная дорога”, вдоль которой стояли таберни - магазина ювелиров и золотых дел мастеров. Когда-то здесь стояли и магазина торговцев, но они были выведены за границы площади, образовав отдельные небольшие форумы: форум Боариум - мясной рынок и форум Олиториум - овощной рынок. Форум постепенно порастал не только домами, но и почетными статуями римских граждан. В эпоху империи к нему будут пристроены храмы, посвященные богам и обоготворенным людям.В эпоху республики, особенно в V-ии ст.ст. к н.э., храм - основной тип общественного дома. Он сложился постепенно в результате скрещивания преобладающих местных италийсько-етруських традиций из греческими, приспособленными к местным условиям. Строились круглые и четырехугольные псевдо периптеры с входом лишь из главного фасада. Круглый храм - моноптер состоял из цилиндрической основы, окруженной колоннадой. Вход был за етруським обычаем с одной, торцевой стороны.

Круглый храм Седели ( Вести ли) в Тиволи ( и ст. к н.э.), под Римом, окруженный коринфськими колонами. Фриз украшен рельефами с изображением традиционного римского мотива - бычьих черепов, “букранийв”, из которых свисают трудные гирлянды. Это был символ жертвоприношения и памяти. Ордер в таких храмах отличался твердостью рисунка и суховатостью: колоны потеряли присущий им в Греции пластичность. Греческий круглый периптер обычно имел ступенчатое основание и был рассчитан на круговой обзор. Храм Седели в Тиволи, как и етруськи храмы, совмещал фронтальную строго симметричную продольную осевую композицию и круглую. Ось храма подчеркнута парадным входом с расположенными перед ним ступеньками, дверью и окнами. Массивная со сводчатыми пролетами основание храма в Тиволи создает переход от каменного обрыва скалы, что он живописно завершает, к утонченной круглой ротонде коринфського ордера с легким фризом из гирлянд. Поднятый на высокое основание, гармоничный по пропорциям, со стройной и строгой колоннадой, наполненной светом, храм доминирует в пейзаже. Его спокойные гармоничные формы контрастируют с бушующим каскадом водопада.

Прямоугольные римские храмы также отличались от ордерных греческих, как показывает хорошо сохраненный храм Фортуны Вирилис на Бычьем форуме в Риме ( и ст. к н.е) - уникальный образец раннего завершенного римского храма типа псевдоперипетра с замкнутой фронтальной осевой композицией. Греческий периптер в ней расчленен на открытый со всех сторон глубокий передний портик и целлу, окруженную полуколонами, которые сливаются со стеной. Акцентируя главный фасад портиком со свободно расположенными колонами и парадными востоками входа, архитектор объединил его с замкнутым целлою ионическим ордером. У него тоже вход лишь с одной стороны, ионические колоны завершаются капителями скромной картины. Фронтон совсем “негреческий”, без скульптур внутри его тимпана и с богатыми, строго начерченными профилями.

Замечательные римские мосты и ст. к н.э. Так, мост Мульвия кроме его практических преимуществ (он простоял более двух тысяч лет), отличается выразительностью образа. Мост зорово будто опирается на воду полукружиями арок, сопротивления между которыми для облегчения веса прорезанные высокими и узкими прорезами. На арках сверху лежит карниз, который прибавляет моста особую законченность. Мост словно шагает от берега до берега, непрерывно идет арками: он динамический и одновременно стойкий.

Своеобразность римской архитектуры обозначилась в создании нового типа частного жилого дома богатых землевладельцев, торговцев, ремесленников. Римские особняки - это большей частью одноэтажные дома, в которых безветрие семейного быта соединялось с приспособленностью к деловой жизни.

Частично внешний вид римского города можно вообразить на примере Помпей - итальянского города, который вместе с городами Геркуланум и Стабия погиб в 79г. н.э. в результате извержения вулкану Везувий. Похороненный под пеплом город случайно нашли при строительстве водопровода в XVии ст. С 1748 г. К нашим дням продлеваются его раскопки. Город мало регулярный планирование. Прямые улицы обрамлялись фасадами домов, внизу которых были устроены лавки-таверны. Большой форум был обнесен прекрасной двухэтажной колоннадой. Там находились святилище исиди, храм Аполлона, храм Юпитера, большой амфитеатр, построенный, как и у греков, в естественном углублении. Рассчитанный на двадцать тысяч зрителей, он значительно превосходил нужды жителей города и назначался также для приезжих (население Помпеи составляло не более десяти тысяч человек). В городе было два театра.