Охрана и реставрация памяток градостроительства и архитектуры

Главная - Архитектура - Охрана и реставрация памяток градостроительства и архитектуры

При этом особенно следует отметить организаторские способности, глубокое знание дела президента корпорации Николая Орленка.

Вообще объем научно-реставрационных работ, выполненных корпорацией в 1998 году составляет 39,8 млн.грн., что составляет 153% от предыдущего года , в т.ч. по подрядной деятельности - 37 млн.грн., научно-проектной - 2,7 млн.гривен.

За первое полугодие текущий год выполнен работ объемом 24 млн. грн. (142% от 1998 г.), в т.ч. по подрядной деятельности - 22,7 млн.грн., научно-проектной - 1,3 млн.гривен

Вообще реставрационные организации Украины способны обеспечить выполнение реставрационно-ремонтных работ на памятках архитектуры годовым объемом 50-60 млн.гривен. Это и необходимо для осуществления мероприятий по сохранению и использованию памяток как этого требует законодательство.

Отсутствие средств в необходимых объемах приводит к необходимости выполнять работы на разных второстепенных объектах, которые снижает уровень квалификации рабочих в реставрационных организациях и может привести к оттоку высококвалифицированных специалистов-реставраторов. А таких специалистов необходимо готовить на протяжении 10-15 рокив.

Так, если в 1985-1992 годах ежегодно корпорацией "Укрреставрация" реставрационно-ремонтные работы проводились на 200-250 памятках архитектуры и вводилось "под ключ" до 50-60 памяток архитектуры, то в 1998 г. введено лишь 11. При этом судьба выполненных работ за счет средств госбюджета составляет 10% против 80% в 1991 году.

Снижение финансирования, система налогообложения без учета специфики пам'яткоохоронной дела и реставрации в частности, отсутствие механизма поощрение тех, кто финансово поддерживает или осуществляет работы на памятках, может привести не тильки к упадку реставрационных организаций, а и к безповоротньой потери бесценных свидетелей нашей истории, уникальных объектов историко-архитектурного наследства.

Поэтому, теперь в своем государстве нам безотлагательно необходимо пересмотреть и беспристрастно оценить состояние дела из збережнням памяток зодчества вцилому и реставрационной ее области в частности. Бесспорно, роль этой области должна возрастать в связи с новым строительством и реконструкцией исторических городов: при этом памятки архитектуры следует не просто сохранять и реставрировать, а и превращать в органическую составную современного життевого среды.

Чтобы в дальнейшему не допустить гибели бесценных пам'ток и упадка реставрационной области на правительственном уровне и местным органам исполнительной власти следует пересмотреть подходы к этому делу при формировании Государственного и местных бюджетов на 2000 и следующие года. Позарез нужно разработать науково-обгрунтовану Национальную программу сохранения и использование памяток градостроительства и архитектуры Украины, которой установить комплекс необходимых мероприятий и определить основы привлечения инвестиций для эффективной сохранности и використнання памяток. Программа должна обеспечить эффективность капиталовложений и определенную их отдачу.

Кардинальное же решение вопросов охраны и реставрации памяток градостроительства и архитектуры вбачаеться в законодательном урегулировании правовых, имущественных и финансовых отношений в этой сфере, которая предусмотрено проектом Закона "Об охране культурного наследства". Проект Закона подготовлен к второму чтению, но к сожалению его рассмотрение в Верховной Раде постоянно откладывается.

Между тем, уже сейчас необходимо решить одну из найсерйозниших проблем пам'яткоохоронной сферы, такую как правовое обеспечение негосударственных инвестиций к делу удержания, охраны, реставрации и использование памяток истории и культуры. Путем принятия разных, но взаемоузгоджених нормативных актов необходимо обеспечить:

- возможность легальной, цивилизованной приватизации памяток архитектуры и историко-мемориальных зданий;

- юридические и финансовые гарантии инвестиций в те памятки, которые не подлежат приватизации, а потому передаются в долгосрочную аренду или пользование;

- освобождение от налогообложения и предоставление субсидий неприбыльным организациям, которые работают в сфере охраны, реставрации и использование историко-культурного наследства.