Охрана и реставрация памяток градостроительства и архитектуры


Вищепереличени условия должны быть созданы ближайшими годами, иначе естественный процесс старения объектов историко-культурного наследства может привести к массовому необратному разрушению больших массивов памяток уже в начале третьего тысячелетия.

Следует заметить, что там, где с пониманием относятся к этому важному делу, изыскивают средства и не ждут только на государственный бюджет есть весомые результаты. Свидетельством этого является деятельность Киевской горгосадминистрации и персонально ее главы Александра Омельченко по обеспечению выполнения Указа Президента Украины "О мероприятиях по воспроизведению выдающихся памяток истории и культуры".Чуть ли не единым в Украине примером малого исторического города где, благодаря последовательным и продуманным действиям городского руководства на протяжении 1991-1997 лет разработаны и реализован проект формирования современной архитектурной среды на основе реабилитации историко-градостроительного наследства есть город Глухов Сумской области.

Проведенную работу по реставрации памяток архитектуры, благоустройства г.Глухова удостоена Государственная премия Украины в области архитектуры.

Аналогичная работа проведена в г.Ахтырке Сумской области, где, благодаря привлечению средств ВО "Охтирканафтогаз" удалось завершить длящуюся из послевоенных времен реставрацию ансамбля Покровского собора, устроено благоустройство центра города, построено социально-культурный комплекс.

У м.Суммы коштом Украинской банковской академии ведется реставрация, реконструкция и воспроизведения кварталов виднейшей исторической застройки заповедного центра города.

Нажаль таких примеров немного, а в практику вошло "вырвать" средства из госбюджета и наверстать многолетнюю бездеятельность под поводом разных юбилейных дат, часто надуманных. А что можно сказать, когда такие области, как Закарпатская и Житомирская, имея большое архитектурно-градостроительное наследство XIV -поч.ХХ столетий, которая представлена средневековыми замками, строящимися костелами и православными храмами, уникальными типами деревянных церквей практически работу по ее сохранению не проводят.

Сохранение историко-архитектурного наследства справа государственная, тому и Кабинет Министров Украины, центральные органы исполнительной власти, местные органы власти должны всячески решать это дело як организационными, так и экономическими мерами, обеспечить механизм поощрение тех, кто финансово поддерживает или осуществляет непосредственно роботи на таких об'ектах.

Согласно Основам законодательства Украины о культуре государство в лице ии органов власти и управление обеспечивает охрану памяток истории и культуры Украины, защита исторической среды.

Соответственно Законам Украины "Об охране и использовании памяток истории и культуры" и "Об основах градостроительства", Указов Президента Украины, постановлений Кабинета Министров, Держбуд Украины осуществляет государственное управление в области охраны памяток градостроительства и архитектуры. Действующим законодательством определениный, что все памятки истории и культуры, которые находятся на территории Украины, предохраняются Государством.

Украина, как член Конвенции "Об охране всемирного культурного и естественного наследства" обязана обеспечивать охрану, сохранение в надлежащем состоянии культурного наследства, которое расположено на своей территории.

Учет пам'яток.

На сегодня под государственная охрана взята 15059 памяток архитектуры и градостроительство, из которых Софийский собор с ансамблем сооружений и Киево-Печерская лавра, а также исторический центр г.Львова включенные к Списку всемирного наследства ЮНЕСКО, а свыше 3 тысячи объектов принадлежат к категории памяток общегосударственного значения. Сдача - памятки местного значения. Архитектурное наследство пока что обсчитанная по областям очень неравномерно:

Кiлькiсть памяток архiтектури i

мiстобудування, взятых пiд государственную охрану.





Вернуться назад