Украинская архитектура


А сколько было уничтожено в те времена памяток сакральной архитектуры и отечественных деятелей истории, культуры и литературы?! Это тема для отдельного исследования. Резкая критика новостройки Правительственного центра прекратила дальнейшее строительство в этой святой историко-заповедной зоне Киева. В те же года сооружается дом НКВС (ныне Кабинет министров Украины), архитектора И.Фомина. В 1939 г. рядом с Мариинским дворцом - памяткой архитектуры XVIII ст. (архитектор В. Растрелли) за проектом молодого талантливого киевского архитектора В. Заболотного строится масштабный дом Верховной Рады УССР. Простые и сдержанные формы дома, светлый цвет стен органически объединенные с колористикою интерьеров помещений, в которых удачно использованная украинская народная полихромия.

После Второй мировой войны национально-самобытные ретроспекции отразились в архитектурной деятельности периода послевоенного восстановления городов и сел Украины. Особенно это мало значительное влияние на грандиозное восстановление главной улицы нашей столицы - Крещатика, величественного градостроительного ансамбля того времени (архитекторы: О.Власов, А.Добровольський и др.). Богатые традиции украинского бароко, которые использовали авторы в застройке столичной улицы, гармонично объединенные с городским рельефом. В архитектуре домов активно примененная украинская орнаментальная пластика и колорит.

Пафос победы, ускоренное восстановление городов и сел в те времена обозначились в архитектуре декоративными чрезмерностями, стараниями обогатить пластикой фасады и интерьеры путем использования принципов, приемов и ордерных систем архитектуры прошлого. Это приводило к архаике, расточительству средств, застоя в творчестве и в развитии современных методов индустриального строительства. Важное значение малое партийно-государственное постановление 1955 г. об устранении чрезмерностей в архитектуре и создание индустриальной базы современного строительного комплекса. В эти года широкого развития приобретает типизация и стандартизация в проектировании и строительстве. Но одна крайность изменялась другой, что приводило к упрощению архитектурных решений, однообразия, серости и монотонности как массовой жилой застройки, так и отдельных общественных будинкив.

В 60- 70-те года появляются первые проявления новой образности архитектуры, использование современных индустриальных конструкций и прогрессивных строительных материалов - Дворец спорта в Киеве (архитекторы: М.Гречина, О.Заваров); наземные станции Киевского метрополитена «Крещатик» (архитекторы: А.Добровольський, В.Елизаров и др.); «Университет» (архитекторы: Г.Головко, М.Сиркин и др.); отель «Тарасова гора» в г. Каневе ( архитекторы: Н.Чмутина, Э.Гусева, В. Штолько и др.); Дворец детей и юношества в Киеве (архитекторы: А.Милецький, Э.Бильський,); киноконцертный дворец «Украина» (архитекторы: Е.Маринченко и др.). Оригинальностью и новизной форм обозначенная архитектура комплекса Киевского национального университета им. Т.Г.Шевченко (архитекторы В.Готовый, А. Будиловський, Л. Коломиець и др.). Необходимо отметить удачную попытку целостного архитектурно-композиционного завершения в 80-те года ансамбля площади Независимости в г. Киеве (архитекторы: О.Малиновський, О.Комаровський и др.).

Украина провозгласила государственную независимость, настали новейшие времена духовного и культурного возрождения, утверждение и развития современного демократического Украинского государства. В 1992 г. архитектурной элитой Киева возрождается Украинская академия архитектуры, пришло оживление и в архитектурно-строительную деятельность, шире вводятся архитектурные конкурсы, ведутся активные поиски прогрессивных путей развития современной украинской архитектуры. Начали активно восстанавливать памятники архитектуры отечественного наследства.Язык современной архитектуры все чаще становится интернациональной, плюралистической за творческим направлением, вместе с тем значащую роль сыграют новые творческие поиски прогрессивных направлений, концепций, принципов и приемов решения формы и содержания в архитектуре. Получают новое решение масштабные градостроительные комплексы. Современные высокие технологии предоставляют неограниченные возможности для поисков ноу-хау в развитии новейшей украинской архитектуры. В творчестве киевской генерации украинских архитекторов все чаще встречаем проявления постмодерну и других стилевых поисков, как отражение глобализации современного мирового архитектурного процесса. При этом в строениях такого стилевого направления удачно используются новые конструктивные и художественно-пластические возможности как традиционных строительных материалов, так и новых современных - легкие металопластикови конструкции, изысканные отделочные материалы (отель «Крещатик», арх. Л.Филенко; деловой комплекс «Зовнишекспосервис», архитектор О.Донец и др.; банк «Украина», архитектор С.Бабушкин и др.; офисный центр «Киев-Донбасс», архитектор В.Жежерин и др.; готельно-офисний центр «Восточный горизонт», арх. О.Комаровський, комплекс «Ексимбанк», архитектор И.Скважина и др.) и много других новейших строений. В названных объектах можно отметить разнообразные проявления современной эстетики, поиски авторской архитектурной своеобразности, старание учесть существующую историко-культурную среду, по-новому решить архитектуру спроектированных зданий. Но воднораз иногда погоня за «новым» приводит к появлению в исторической застройке «модной» эрзац-архитектуры - вчерашних дней современного западного истеблишмента. Хотелось бы заметить, что только те архитектурные произведения, которые являются высокими творческими достижениями национальной культуры, становятся достоянием прогрессивного мирового архитектурного процесса.





Вернуться назад