Украинская архитектура


Украина прошла длинный и сложный путь своего исторического развития. В ее самобытной архитектуре, которая достигает своим корням в дохристианские пор, богатые наследство Киевской Движении (Х - ХIII ст.ст.), барочную культуру (ХVII-ХVIII ст.ст.), период развития архитектуры «нового времени» и активных поисков ее национальных особенностей никогда не перерывалась связь времен, - сохранялась историко-культурная наследственность многовековых национальных традиций, которая нашла свое отображение в лучших творческих достижениях современных украинских архитекторив.

Из всех видов искусств архитектура наиболее ризнопланово связана с обществом, его историей, культурой, политикой, социально-экономическим устройством, природой и климатом. В культуре, архитектуре как искусстве высокого социального назначения наиболее полно виддзеркалюеться национальная самобытность и ментальнисть народа. Проблема национальной неповторимости, своеобразности, наследственности и развития национальных традиций в украинской архитектуре на протяжении многих лет привлекает глубокое внимание научный работников, мастеров архитектуры и искусства. Это одна из наиболее сложных теоретических проблем, которая имеет большое практическое значение для современного развития украинской архитектуры как большого искусства формирования гармонической жизненной среды. Эта проблема тесно связана с освоением и заботливым отношением к отечественному историко-культурному наследству - творческих достояний народного гения и мастеров архитектуры разных эпох, без чего невозможное упроченное развитие современного архитектурного потенциала нашей страны.

Диалектика развития архитектуры тесно связанная с соотношением традиций и новаторства: старого и нового, упроченного и сменного, видмираючого и новообразованного, что присущее всей объективной действительности. Вместе с тем новаторство - не только обновления и обогащение, преодоление инерции, тормозящих действий устаревшего, отживающего прошлого, но и рождение новых современных традиций в диалектике их поступательного развития. Новаторство, таким образом, предусматривает традицию и обусловленное предыдущим развитием. В архитектуре национальные традиции могут выполнять роль своеобразного стимулятора творческого процесса, вдохновляя на создание новых современных произведений архитектуры, или служить исходным принципом в творчестве, выступая как эталон, на который сравнивается мастер в поисках формы и содержания при решении новых творческих идей.

В течении возрастов и тысячелетий создания украинской архитектуры, в йй драгоценных архитектурный^-архитектурных-историко-архитектурных сокровищах нашли свое отображение извечные строительный^-строительные-архитектурно-строительные традиции, которые во временных та пространственных испытаниях постоянно изменялись, совершенствовались и обновляли, рождая новые традиции. Как показывает анализ, особенно яркое проявление это находило в героические времена общественно-политического, социально-экономического, культурного и духовного подъема, во времена самоопределения этноса, утверждение и развития своего государства.

В процессе развития наслаивался историко-культурный опыт, строительный^-строительные-архитектурно-строительные традиции предыдущих времен, которые становились своеобразным перекликанием возрастов, беспрерывным связью времен и поколений в поступательном развитии украинской архитектуры, начиная из ранних этапов жизнедеятельности дохристианской Движении и, особенно в христианскую эпоху, которая стала вершиной расцвета архитектуры Киевской Движении.

Глубокие народные традиции, богатое духовное наследство, героические времена национально-освободительного движения украинского народа в 1648-1654 гг. под проводом Б. Хмельницкого надышали зодчих во времена расцвета барочной культуры на создание ярких образов в архитектуре, обозначенных национальной самобытностью. Особого подъема приобретает украинское бароко в период гетманства И. Мазепы (1687-1709 гг.) - строятся значительные сооружения как церковной, так и светской архитектуры: храмы, дворцы, бурсы, коллегиумы.

В конце ХиХ ст. и в первой половине ХХ ст., чрезвычайно интересными есть поиски национальной своеобразности и формирование украинского архитектурного стиля в творчестве В.Кричевського, П.Альошина, А.Максимова, Д.Дяченка, О.Вербицького, их единомышленников и последователей. Так, В.Кричевський и его последователи активно развивали стилистические черты своеобразности украинского модерную, а П.Альошин, Д.Дяченко и другие усматривали истоки национального стиля в традициях украинского бароко. О. Вербицький активно разрабатывал рационалистические тенденции в украинской архитектуре.

Поиски национальной своеобразности в украинской архитектуре и использование национальных традиций не прекращались и после установления диктатуры и долголетнего существования советской тоталитарной системы и партийно-государственного контроля за творческой деятельностью художников. В 20- 30-те года заметного развития приобретают новацию конструктивистов (комплекс Держпрому в г. Харькове, архитекторы: С.Серафимов, С.Портной, М.Фельгер; Днепрогэс, архитекторы: В.Веснин, М.Колли и др.).Но этот прогрессивный архитектурный процесс был приостановлен правящей диктатурой, и в 1932 г., с организацией единого Союза архитекторов, было провозглашено единый творческий метод - метод социалистического реализма и тотальной ориентации на классику. Начинает активная политизация архитектурной деятельности и формирование архитектуры тоталитарного режима с его порываниями к гигантомании и бутафорской помпезности архитектурных форм, которые должны были воплощать «расцвет» и т.п. Это особенно далось взнаки при организации конкурсов 1935 г. на проектирование Правительственного центра в исторической зоне г. Киева. После трех конкурсов к строительству был рекомендован проект архитектора П. Лангбарда, и в 1936-1938 гг. одна из сооружений комплекса, дом ЦК КП(б)В (ныне Министерство иностранных дел Украины), была построенная. Вследствие этих работ был разрушен шедевр отечественной архитектуры - Михайловский Златоверхий собор, ныне отстроенный.





Вернуться назад