ШЕДЕВРЫ МИРОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ

Главная - Архитектура - ШЕДЕВРЫ МИРОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ

Произведения искусства - неоценимое достояние человечества, без которого невозможно вообразить себе мировой культуры. Важное место в этом достоянии занимает архитектура, этот «каменная летопись мира», в котором воплотились ведущие идеи прошлого и современности, коллективный гений народов, их слава и гордость.

Каждый народ гордится культурными достижениями своих предков, так как в них он видит не только свое прошлое, а и современное и будущее. Тем не менее есть произведения архитектуры, которые принадлежат всему человечеству. Это афинский Акрополь и Тадж-Махал в Акре, Константинопольская София и церковь Покрова на Перле, парижская площадь Согласия и ансамбль Московского Кремля.

В архитектуре большой мерой отображаются ведущие идеи в свое время, и чем прогресивниши они, тем высшая их ценность для человечества. Время не жалеет старинных архитектурных сооружений. Войны, варварские разрушения послужили причиной гибели многих античных храмов, выдающихся сооружений средневековья и новых времен. И в наши дни под угрозой находятся руины афинского Акрополя, известная Падающая башня Кампанила в Пизи, памятки Риму и т.п..

В Советском Союзе и в странах социализма охрана достояний культуры стала государственным делом. В. И. Ленин придавал большое значение охране и реставрации памяток архитектуры. Он захватывался красотой сооружений Московского Кремля и беспокоился об их сохранении, лично давал указания о реставрации собора Василия Блаженного, о восстановлении памяток Ярославля и Самарканда, изучал работе из истории архитектуры и искусства, следил за работой реставраторов в Успенском соборе.

Одним из первых документов Советской власти было воззвание, выданное в ноябре 1917 г., которая призвала: «Граждане, старых хозяев нет, после них осталось огромное наследство. Теперь она принадлежит всему народу.

Граждане, берегите это наследство, берегите картины, статуи, здания - это воплощение духовной силы вашей и предков ваших.

Искусство - это то прекрасное, что талантливые люди сумели создать даже под гнетом деспотизма и что свидетельствует о красоте, о силе человеческой Души.

Граждане, не трогайте ни одного камня, оберегайте памятники, здания, старые вещи, документы - все это ваша история, ваша гордость. Помните, что это грунт, на котором возрастает ваше новое народное искусство» '. Ленинский план монументальной пропаганды имел решающее значение для развития советской архитектуры.

Охраной и реставрацией архитектурных памяток в нашей стране занимаются государственные учреждения на основе законодательных положений. В 1?76 г. Верховная Рада СССР приняла закон об охране памятников истории и культуры.

В Конституции СССР в статье 27 записано: «Государство заботится об охране, приумножении и широком использовании духовных ценностей для морального и эстетичн-воспитание советских людей, повышение их культурного уровня». А в статье 68 сказано: «Забота о сохранении исторических памяток и других культурных ценностей - обязанность граждан СССР».

Вторая мировая война, разрешимая немецко-фашистскими захватчиками, нанесла огромный ущерб человечеству. Погибло много архитектурных памяток. Особых разрушений испытали советские города. Фашисты уничтожили славные дворцы под Ленинградом, всемирно известные памятки Киева, Чернигова, Новгорода, Полтавы.

Благодаря огромным усилиям советских людей были воскрешены поруйновани города, отстроено и реставрированы тысячи памяток архитектуры. Охрана памяток в нашей стране стала всенародным делом. Во всех республиках создано Общества охраны памятников истории и культуры, и миллионы советских людей, в том числе и учащаяся молодежь, включились в это благородное дело.

Говоря о выдающихся архитектурных памятках далекого прошлого, мы должны помнить, что шедевры архитектуры создаются и в наши времена. Такие сооружения XIX-XX ст., как Эйфелева башня в Париже, ратуша в Стокгольме, ансамбле городов Бразилия в Бразилий и Чандихарх в Индии, Дворец работы в Турине, спортивные залы иойоги в Токио, ратуша в Торонто в Канаде, главный дом Политехнического института в Отаниеми в Финляндии, безусловно, можно считать шедеврами мировой архитектуры. В нашей стране, а также в странах социализма, созданы все условия для создания архитектурных шедевров. Об этом метко сказал известный американский архитектор Ф.Л. Ратти: «В государстве настоящей свободы, которой есть Советский Союз, должны появиться большие сокровища искусства». И в самом деле, уже в годы первой пятилетки было построено Днепрогэс и ансамбль площади Дзержинского в Харькове, который по правую считаются шедеврами мировой архитектуры. Мавзолей В.И. Ленина, станции метрополитенов, Олимпийский комплекс и высотные сооружения Москвы, многочисленные общественные, административные сооружения Ленинграда, Киева, Тбилиси, Баку, Еревана и других мост нашей страны можно отнести к выдающимся архитектурным творив.