БОЛЬШОЙ ДВОРЕЦ В ПУШКИНЕ


В истории русской архитектуры имени Варфоломея Варфоломеевича Растрелли (1700-1771 гг.), наверное, наипопулярнее. Его творчеством гордятся города Ленинград, Киев, Пушкина, Петродворець, Истра, елгава, Румтале. Слава этого зодчего в самом деле всемирная. Растрелли создавал в те времена, когда в России после петровських реформ развивались города и торговля, наука и искусство. Вместе с тем дворянская знать, которая захватила власть, беспощадно эксплуатируя крепостных, нагромождала огромные богатства, окружая себя небывалой роскошью. Вместо общественных сооружений строятся многочисленные императорские дворцы, дома для знати, церкви и монастыре. Определенная сдержанность архитектурных форм и рационализм петровського барокко изменяются на богатые и пышные декоративные формы. Никто из архитекторов тех времен не владел такой удивительной фантазией, таким блестящим талантом в создании могущественных архитектурных симфоний, где на полный голос звучали золотые, синие, белые, зеленые, красные цвета, композиции колонн, фронтонов, лепных украшений скульптуры, эффекты света и тени - словом, весь арсенал средств художественной выразительности архитектурного стиля барокко, как Растрелли. Его Петродворець, Зимний дворец и Смольный монастырь в Петербурге, Андреевская церковь в Киеве и некоторые другие сооружения и ансамбли е шедеврами русской архитектуры. Большой дворец в Пушкине (бывшее Царское Село) - одна из виднейших дворцовых сооружений в мире. Строительство в Царском Селе началось еще при Петре и, когда в 1717-1723 гг. на Сарський мызе сводились сооружения небольшой усадьбы Екатерины и, среди которых были двухэтажные дворцы. В 1743 г. на месте усадьбы архитектор А. В. Квасов сооружает двухэтажный дворец с двумя флигелями по бокам, которые соединялись с центральным корпусом галереями. Со временем А. В. Квасов и С. И. Чевакинський достраивают еще несколько помещений. Тем не менее сравнительно сдержанная архитектура Квасова не устраивала царский двор, и Растрелли было поручено перестроить дворец. Строительство длилось с 1752 по 1756 гг. Красота дворца поразила современников. М. В. Ломоносов, который, вероятно, был на его открытии, написал стих «Надпись на новое сооружение Царского Села», в котором называл дворец «созвездием ясным». В 1770-х гг. к дворцу достраиваются флигеля: правый - архитектором Ю. М. Фельтеном, уже в стиле классицизма, и левый, близ церкви,- архитектором И. В. Несловим, что определенной мерой сохранил характер растрелливськой архитектуры. Со временем, в 1780-х гг. Чарльз Камерон оформил две группы помещений в дворце и достроил для Екатерины II комплекс сооружений с правой стороны дворца. Это прекрасные за формами классические строения - корпус Холодных куполов, Агатовый павильон над ними и Камеронова галерея со ступеньками к парку. От Агатового павильона в парк ведет пандус. В 1786 г. архитектор В. И. Неелов начал строить флигель близ церкви, соединив его с дворцом широкой аркой. В 1811 г. архитектор В. П. Стасов перестроил его в лицей, где учился Пушкин. За дворцом продлевается парк с большим прудом, многочисленными павильонами и парковыми сооружениями разных времен и стилей

Поражает весь фасад дворца, длина которого 325 г. Его расчленено виступами-ризалитами с колонными портиками, которые группируются в разной последовательности. Центральные отрезки фасад оформлен колоннадами на двух верхних ярусах: колоны опираются на кронштейны пилястр аркады первого этажа, которые поддерживают скульптуры атлантов. Золото капителив, скульптур и орнаментальных украшений, синие поля стен, белоснежные колоны, наличники окон, зеленоватые тоны антаблементов и горизонтальных тяг - все это создает яркую, ослепительную гамму.

Еще эффективнее выглядит фасад из парка, где его можно рассмотреть лишь вблизи и сбоку. Еще выразительнее подчеркиваются пластика фасадов и игра светотени. В плане верхний сверх - это бесконечная амфилада больших залов, из которых наибольшим есть Тронный, или Большой зал (длина 47,5 г, ширина 17 м). Залы поражают сказочным богатством. Ослепительное золото ризьбляних украшений, зеркала, панели из дорогих пород камня, скульптуры и картины создают художественный эффект огромной силы. Особенно прекрасной была знаменитейшая Янтарная комната; академик О. Э. Ферсман назвал ее «одним из чудес мира».

Переходя к правому крылу, где залы оформлены Чарльзом Камероном, попадаемся в иной мир. Это уже классицизм, к краю утонченный, беспредельно красивый, но это какая-то холодная красота. Самое такое чувство вызывают и камеронова галерея, и холодные купола, и, особенно, агатовый павильон, который является контрастом к растрелливських форм.В сентябре 1941 г. немецкие фашисты захватили г. Пушкина. Дворец разграбили и разрушили, розикрали все музейные ценности, вывезли к Германии библиотеку и весь янтарь из Янтарной комнаты, который и до сих пор разыскивают. Дикарскому варварству гитлеровцев не было границ. Известный советский поэт и общественный деятель Николай Тихонов так писал о дворце и парке 22 января 1944 г.: «Поваленные деревья вековых парков лежали, как мертвые великаны. Обрывки старинной парчи, бархата и шелка носил ветер над дымом пожарищ. Картины и фарфор, растоптанные сапогами гитлеровцев, лежали в грязи аллей. Статуи без глав валялись в кустах. Огонь поглощал остатки домов. Горело все, что могло гореть». Тем, кто видел Большой дворец в первые послевоенные года, не верилось, что все это можно отстроить, хотя реставрационные работы начались сразу после освобождения от немецких фашистив.

Прошли десятилетие огромной кропотливой работы советских реставраторов, умелец^-умельцев-мастеров-умельцев высочайшей квалификации, ученых, архитекторов и искусствоведов, и снова засиял всеми красками Большой дворец, отстроено почти все его зала, еще красивишим стал парк, реконструирован пушкинский лицей и парковые сооружения. Снова льется вода из разбитого кувшина, над которым сидит огорченная девушка, известная из стиха Пушкина «Царськосильська статуя», и снова среди говорливых деревьев задумчиво сидит на бронзовой лаве бессмертный кудрявый юноша, с именем которого связан каждый уголок этого прекрасного парка.





Вернуться назад