К ПРОБЛЕМЕ ИНДОЕВРОПЕЙСКОЙ ПРАРОДИНЫ


Сегодня, когда в Украине повышается интерес к арийской, индоевропейской проблемы, появляются публикации, в которых некоторые авторы излагают свою точку зрения по этой проблеме, нередко руководствуясь не историческими фактами, а собственным воображением или слухами. Предлагаемая статья - старание с научной точки зрения взглянуть на некоторые аспекты этой проблемы. За научной точки зрения история арийцев или арийв не такая уже и романтическая, как воображается, и исследуется она на основе преимущественно археологических и лингвистических источников. Кто же такие арийцы? Известно, что к арийским народам принадлежали индои-ранци и индоарийци, которые, начиная из второй половины II тыс. к н.э., проживали на территории современных Ирану, Афганистану и Индии. Они называли себя ариями, а области своего проживания - "странами арийв". Есть несколько объяснений названия "арий". По одной из версий она означала "бла-городний" и была самоназванием господствующих родов в древньоиндийських и древньоиранських племенных союзах. За другой - слово "арий" связано с "аре", что означало "иностранец", а "арий" - "тот, кто связан с пришельцями, благосклонный к ним". На основе археологических и письменные источники установлены, что арии были пришельцями из Индии, занимали сначала небольшую территорию - область Пенджаб. Кое-что об истории, мифологию, религию, общественный порядок арийв рассказывают такие письменные произведения как "Ригведа" (сборник гимнов, которые создавались в устной форме еще на пути кочовикив-арийв к Индии). Окончательно сложилась в Пенджабе в ХИ-Х ст. к н.э. "Самаведа" (сборник песен), "Атхарваведа" (сборник магических заклинаний), эпические произведения как "Махабхарата", "Рамаяна" (конец 1 тыс. к н.э. - 1 ст. н.э.) и иранская "Авеста". К приходу арийв в долине г. Инд в III тыс. к н.э. существовала цивилизация, которая стояла на такому же высокому равные, как например, Шумер или Египет. Индська цивилизация погибла в XVIII ст. к н.э. Причина гибели не установлена, ее культурное наследство сохранилось в религиозных верованиях и культах более поздний времени. Прийти в Индию приблизительно в XIII ст. к н.э., скотоводы арии постепенно ассимилировали местные племена и самые были частично ассимилированные аборигенами более высокой культуры. Жили арии в избушках из камыша и глины в небольших, укрепленных земляными валами поселках. Мост не было. Сначала они пользовались бронзовыми орудиями, а начиная с Х ст. к н.э. - железными. Откуда пришли в Индию и Иран арийцы. Однозначного ответа нет. В XVIII ст. европейские лингвисты обратили внимание на тот факт, что ряд слов в языках народов огромной территории от Индии до Западной Европы имеют общее грамматическое строение. Основоположником научных исследований был немецкий ученый Ф. Бопп и датский Р. Раск (поч. XIX ст.). Была выдвинута теория о том, что этнические общности с общими чертами в языках принадлежали в древности до одной индоевропейской общности, а индийские и иранские арии были частью большого старинного массива племен этой общности. Теорией разрабатывали не только немецкие и датские ученые, но и ученые других стран. Родственность между индоевропейскими языками оказывается в общности их грамматического строения. Наибольшая родственность наблюдается между индийской, иранской, славянской, балтийской, германской, романской и кельтской группами языков. По мнению ученых, языка упомянутых старинных племен происходят от одного праязыка, а этнические группы, которые говорили на ней, походят с одной индоевропейской прародины, где они находились еще к распаду их языковой общности. По мнению археолога А. Я. Брюсо-ва, процесс распада этой общности состоялся в V-IV тыс. к н.э. вследствие расселения племен со своей прародины. Относительно области, из которой началось расселение индоевропейцив, в научном мире нет единой мысли. В частности, археолог Д. А. Крайнев считает этой областью лесные пространства между реками Висла и Днепр. Территорию первоначального расселения индоевропейцив лигнвисти Т. Гамкралидзе и В. Иванов очерчивают Восточной Анталиею (провинция в Малой Азии), Южным Кавказом и Северной Месопотамией. Английский ученый Г. Чайлд, отечественные Г. М. Бонград-Левин и Э. А. Грантовський локализуют прародину индоевропейцив на территории, которая простерлась от Нижнего Днепра к Уралу. По мнению археолога Ю. Шилова, в состав индоевропейской прародины входили часть Малой Азии, западное украинское Причерноморье, а в Украине индоевропейцями были неолитические земледельческие племена буго-днестровской (между Пивд Бугом и Днестром) и сурсько-днипровськой (на Днепре) культур V-IV тыс. к н.э. Случаются отдельные исследователи, которые у решенные индоевропейской проблемы опираются не на фактический материал, а на политические соображения. Одним из них был Г. Коссина (Германия), автор крнцепций, в основе которых лежит принцип высочества "германской расы". Вместо тер". мину "индоевропейци" он пользовался названием "индогерманци". На мысль Г. Коссини, "неиндогерманци" Европы были представителями низшей расы. Территорией возникновения "индогерманцив" он считает Северную Нимеч- чина, Датские острова, Западную Швецию. Из этой территории, отмечает Г. Коссина, "индогерманци" осуществили 14 завоевательных походов через Среднюю Европу к Черному морю, завоевали и превратили в рабов многочисленное "неиндоевропейское" население. Эта теория была использована немецкими фашистами для обгрунтування своих захватнических планов. Кроме расистского отрицательного, в этой теории усматривают рациональное зерно, на основании которого некоторые исследователи отводят Центральной Европе роль прародины индоевропейцив, но расселение их происходило без завоевательных походов. Найновиша теория прародины индоевропейцив изложена в большой монографии археолога В. О. Сафронова под названием "Индоевропейские прародины"1. Автор выдвинул гипотезу трех индоевропейских прабатькивщин. По его мнению, ранняя прародина находилась в Анатолии (VII-VI тыс. к н.э.). Заметим, что и украинский археолог В. М. Даниленко тоже припускает, что определенная часть Малой Азии могла быть старинной территорией пребывания индоевропейцив. В. О. Саф-ронов прослеживает генетическая связь неолитических племен Балкан и По-дунав'я (средняя индоевропейская прародина, сэр. Vl-конец IV тыс. к н.э.). Индоевропейскую прародину В. Сафронов определил на основе археологических исследований региона, который охватывает территорию современной Венгрии, Чехии, Словакии, Австрии, Югославии. Со своей поздней прародины индоевропейци начали розселюватися по всей территории Европы. Но теория В. Сафронова имеет ряд недостатков. Так, еще не доказано аргументированно происхождение племен, которые пришли в Украину из Запада, с которыми автор связывает индоевропейцив, а племена культур шнуровой керамики, которые представляются индоевропейцями, начали розселюватися не из Центральной Европы, как утверждает автор, а с Пивдня Украины. Итак, на современном уровне развития исторической науки локализация прародины индоевропейцив конкретно не определена. Но на основе лингвистических и археологических источников можно утверждать, что индоевропейские племена находились в степях Украины. По этому поводу вызывает интерес история племен, памятки которых имеют название "ямная культура" или "ямная культурно-историческая область". Изучение этой уникальной культуры началось в конце XIX ст., но до этого времени в ее истории есть еще ряд "белых пятен". Культура получила свое условное название от поховального обряда племен: своих покойников они погребали в простых грунтовых ямах под курганными насыпями. Доречи, с их приходом распространился курганный поховальний обряд в Украине. Уникальность культуры характеризуется рядом черт. Во-первых, скотоводческие племена культуры заселили огромную территорию от Урала до Дуная. В степи Украины они пришли в первой половине III тыс. к н.э. и жили здесь к XIX ст. к н.э. Во-вторых, специфические религиозные представления, которые выражаются в насыпанные курганов над похороненными сородичами, тела которых посыпали красной вохрою, которая символизировала огонь или кровь. На сегодня только в Украине известно около 10 тыс. пидкурганних погребений ямной культуры2. Доречи, обряд насыпания курганов в Украине сохранился и в следующие тысячелетия, переняли его и славяне. В-третьих, изобретение колеса предоставило им возможность расселиться на огромных пространствах. Ныне известно возле 100 находок деревянных колес и деталей телег, которые сохранились в курганных погребениях3. Телеги тянули быкы. Изображение их упряжек есть на плитах "Каменной Могилы"4. Первое пахотное орудие Восточной Европы, - деревянное рало, - тоже найденное в кургане ямной культуры5. В Нижнем Поднепровье пришельци сделали сильное важное заимствование у местного населения - прирученного коня, использование которого облегчал выпас больших стад скота. Местные племена середньостогивськой культуры (название происходит от урочища Средний Стог на Днепре) первые в Евразии приручили дикого коня и приспособили его к верховой езде6. У племен середньостогивськой и ямной культур коневодство набрало невиданных для той эпохи размеров. Об использовании верхового коня свидетельствуют находки в курганах деталей уздечки - деревянных и костяных псалийв7, а о его культе - каменные скипетры в виде стилизованных лошадиных глав, распространенных на территории от Северного Кавказа к Румынии8. С заимствованием верхового коня мобильность "ямникив" намного покращалася. Появление вершництва в украинских степях сыграла такую большую роль в экономике и истории степных племен, что археологи В. Даниленко и М. Шмаглий назвали его "поворотным моментом в истории енеолитичного население Южной Европы"9.Скотоводство было основной областью хозяйства племен ямной культуры, а находки на их памятках роговых мотыг, деревянного рала, каменных зернотерок свидетельствуют о занятии населения земледелием. Владение этими двумя основными способами ведения хозяйства объясняет приспособленность их к разным естественным условиям территорий, на которые они расселились. В курганных погребениях "ямникив" найденные медное и бронзовое изделия, преимущественно боевые ножи10. На позднем этапе своего развития племена ямной культуры начинают теснить своих соседей - менее воинствующих земледельцев, проникают в границе Лесостепи и в своем движении на север по Поднепровью они достигли рубежа Киева. В короткой характеристике культуры следует вспомнить связи ее с земледельческими племенами трипольской культуры, о чем свидетельствуют находки посуды и других изделий, которыми они обменивались, на памятках обеих культур. В результате взаимодействия культур образовалась кое-что отличная культурная общность т.н. усативського типа (от населенного пункта Усато-ве) преимущественно на территории Одесской обл. и Молдовы. Исходя из этой характеристики, можно сделать вывод, которая ямная культура является тем подпочвам, на котором выросшая и развила индоевропейская языковая общность. В пользу такой гипотезы или предположение есть ряд аргументов. Во-первых, относительно единая культура племен на огромной территории. Конечно, абсолютно единой она не могла быть, отличия между большими регионами массива культуры объясняются рядом причин. В частности в Поволжье племена ямной культуры занимались лишь скотоводством, на бедных травой пастбищах преобладал лишь мелкий рогатый скот, а в степях Украины в их стаде преобладал большой рогатый скот, кону. Здесь они занимались еще и земледелием. Основные отличия между регионами зависели преимущественно от того, с каким этносом смешивались "ямники", в какой мере происходили процессы при этом, в какой мере они усваивали культуру туземцив. Все же основные черты духовной культуры племен на огромной территории оставались едиными, например, курганный поховальний обряд. В этом уникильнисть ямной культуры. Имея такие переду к тому времени средства передвижения, как телеги на колесах и верховых коней, племена ямной культуры и их потомки имели возможность расселиться на огромной территории и стать предками многих народов Евразии. Над своими соседями они имели преимущество в военном деле, применяя для этого как верхового коня, так и запряженного в боевую колесницу. Такие колесницы упоминаются в арийских эпосах. О том, что первоначальной родиной индоевропейской языковой общности были пространства от Каспия до Нижнего Поднепровья, не противоречат результаты ряда археологов и лингвистов. В.Сафронов в своей работе утверждает, что индоиранци и индоарийци некоторое время находились в степях Украины. Отсюда, через западное и восточное побережья Кавказа и через Среднюю Азию они пошли в Индию и Малую Азию (хетти). Разные исследователи локализуют первоначальный регион, из которого началось расселение индоевропейцив, в разных частях Европы и Азии, но большинство из них считают, что индоевропейци находились некоторое время в степях Украины и Северного Кавказа. В частности, археолог Ю. Павленко локализует прародину индоевропейцив на территории, которые включает Северный Кавказ, степную зону Днепра, Северского Донца, Дону, Волги11. Археолог Ю. Шилов выдвинул гипотезу о принадлежности найстариших курганов юга Украины арийским племенам, часть которых в II тыс. к н.э. пошла в Индию12. В чертах материальной культуры степного населения Украины и Северного Кавказа ИИИ-ИИ тыс. к н.э. археолог М. Чмихов усматривает связи с культурой населенння Малой Азии, Индии, Балкан". На территории, которую занимали племена ямной культуры, ираномовни этносы (катакомбная, зрубна культура, киммерийци, скифы, сарматы) существуют к началу нашей эры. Ряд отечественных и иностранных исследователей считают, что заселение индоевропейцями Европы, Малой Азии и Индии состоялось в конце III на поч. II тыс. к н.э. во время расселения племен культур шнуровой керамики, которые были потомками племен ямной культуры. Лингвист В. Филин приходил к выводу, что племена культур шнуровой керамики были нерозчленова-ними германо-балт-славянами, в которых позднее возникли языковые барьеры, обусловленные виддаленнистю территорий, на которые они проживали после расселения со своей первоначальной родины'4. Исследователь Я. Федоров считает, что распад индоевропейской общности начался в эпоху катакомбной культуры, которая изменила на упомянутой территории ямную'5. В пользу того, что прародина индоевропейцив находилась в степях от Каспия до Нижнего Поднепровья, свидетельствуют еще две обстоятельств. На памятках племен II тыс. к н.е на той же территории (под условным названием "зрубна культура") распространенный орнамент гляняного посуды свастики, которая вшановувалася и у арийцев16. Как известно, индоевропейцями считаются племена культур шнуровой керамики, культур боевых топоров, которые расселились на огромной территории от Поднепровья и Волго-Окского междуречья к Дании. Они орнаментировали свой гляняний посуда отражениями тонкого шнура. Так вот, древнейший шнуровой орнамент на посуде возник в среде середньостогивськой культуры в IV тыс. к н.э.17. У индоевропейцив Евразии отмечается еще ряд черт культуры, которые ведут начало в середньостогивський и ямной культурах. Не претендуя на истину, опираясь на археологические, лингвистические источники, можно считать, что прародина индоевропейцив находилась в регионе, который в 111-середине на поч. II тыс. к н.э. занимали многочисленные племена ямной культуры. Уже одно то, что эта первая гигиантська культурное единство занимало огромные пространства, свидетельствует в пользу того, что она могла служить основой для развития многих народов Европы, Индии, Малой Азии





Вернуться назад