МУСИЙ ВЕРНИГОРА - УКРАИНСКИЙ НОСТРАДАМУС


Фигура Мусия Вернигоры преимущественно известная польскому читателю. Это один из наибольших польских национальных мифов. Казака Вернигору изображали как пророка, который предусмотрел Колийвщину (гайдамацкое восстание 1768 г.), крах Вещи Посполитой в конце XVIII ст., длинные года неволи и наконец возрождение Польши и ее процветание

Вернигора фигурирует в творчестве классиков польской литературы Станислава Виспянського (в его славному “Свадьбе”), Северина Гощинського, Юлиана Словацкого (“Сон серебряный Соломеи”, “Беньовський”, “Вацлав”) и многих других. Михаил Чайковский посвятил ему отдельное произведение - “Вернигора, украинский пророк, историческая повесть”, который впервые вышел из печати в Париже 1838 года. Одна из известнейших картин Яна Матейка - “Вернигора”. На первом плане на ней изображено дитя, которое символизирует светлое будущее для поляков и украинцев. После 1917 года в литературных кругах называли “Вернигорой Бельведерським” Юзефа Пилсудського.

Суть легенды о Мусии Вернигору состоит вот в чем. Вернигора - уроженец пидросийськой (т.е. Левобережной) Украины. Около 1766 года в его семье произошла трагедия. Вернигора убил свою мать и брата. О мотивах этого поступка не сообщают. После этого он покинул родное село и мигрировал на Правобережье, которое тогда было в составе Вещи Посполитой. Пережитое горе стимулировало апокалипсические видения. Вернигора стал проповедовать (его основные пророчества представленные в приложении). Проповедовал в афектному состоянии, потом впадал в апатию и сон. Осел в Корсуне (ныне - город Корсунь-Шевченковский Черкасской области), где им опекался староста Суходольський. Он же впервые записал его пророчество. Во время Колийвщини Вернигора поддержал Барську конфедерацию, острие которой было направлено против России, опам'ятовував гайдамаков, даже ездил на Запорожскую Сечь и в Крымское ханство с целью приклонить на сторону конфедератов запорожцев и татар. Сам перепрятывался видгайдамакив.

Умер 1770 года. Во время российско-турецкой войны 1806-1812 лет на прощу к могиле Вернигоры ходили крестьяне едва не из всех закоулков Украины, тому царат запретил паломницво. Вскоре могилу смыло наводнение (Вернигора предусматривал, что могилы не будет иметь).

Кроме шляхетських вариантов этой легенды, на Правобережье распространялись крестьянские ее версии. Согласно им, Вернигора будто бы утверждал, что Господь держит Украину под особой опекой, хотя за небрежение его заповедей народ наказан барщиной, эпидемиями, голодом и войной. Но все это пройдет и после кровавой борьбы Украина поднимется из колен и настанут добре времена

Загадочный образ Вернигоры постоянно притягивал внимание. Спора в основном точились вокруг аутентичности его лица. Например, украинский историк Теофил Коструба считал эту фигуру легендарной, а Гаврийл Костельник, наоборот, доказывал ее историчность. Действительно, точность отдельных деталей биографии Вернигоры может поражать. Все же реальность этого лица документально подтвердить не удалось. Большей частью историки склоняются к мысли, что легенда о Вернигоре отображает активность агентов гетмана Филиппа Орлика в первой половине ХVИИИ ст., а также наличие в украинской среде пропольськой мазепинськой ориентации во время Колийвщини (источника действительно удостоверяют факт участия в Барський конфедерации украинских казаков). Кроме того, окремишно этот миф отображает специфическую атмосферу нестабильности, экзальтированности, склонности к мистике и апокалипсическим предусмотрениям, которое было характерно для периода очевидного упадка польского общества в ХVИИИ ст.

Легенда о Вернигоре окончательно сформировалась в период между поражением Наполеона И Бонапарта (1815) и польским восстанием 1830 года. Существовала даже мысль, что это польский патриотичный фальсификат. Такая оценка, наверное, была бы найслушнишою, если бы литературный персонаж Вернигора впервые появился не в польскому, а в украинском писательстве. Иван Котляревський, пересчитывая в “Енейди” погибших побратимов Энея, которые мордуються в аду, написал: “Здесь был Вернигора Мусий”. Итак, ему была известная эта фигура, но что именно - ныне выяснить невозможно. В украинском фольклоре Вернигора большей частью змальовуеться как упорный козарлюга, который переворачивает горы, авантюрист, который волочится по миру в достойном себе обществе Вернидуба и Крутивуса.

Сегодня в Украине пророчества Вернигоры известные лишь узкому кругу специалистов. А в пропагандированных сказках его фигура целиком аполитическая. Также, как об этом свидетельствуют работы Т. Коструби и Г. Костельника, похоже на польское трактование лица Вернигоры присутствующее и в украинском фольклоре, хотя оно малораспространенное

К величайшему сожалению, украинцы намного лучше знают сюжеты об “Иванушек”, “царевен”, а любители мистики - импортированную из России дьявольщину, и платят деньги прохиндеям на манер “Любови Ясной”.

Вместе с тем, пророчества Вернигоры (которые, кстати, справдилися полностью) до сих пор остаются малоизвестными





Вернуться назад