Традиционный украинский обряд свадьбы

Главная - Украиноведение - Традиционный украинский обряд свадьбы

Традиционный украинский обряд свадьбы условно делится на три цикла: передвесильний, собственное свадебный и пислявесильний. В разных этнографических районах Украины каждому из них были присущий свои ритуалы, обряды и обычаи. Основное внимание сосредоточим на общих общеукраинских чертах и традициях украинской свадьбы. К п е р е д в е с и л ь н о г о ц и к л в принадлежат обряды, связанные с достижением согласию; молодых и их родин на брак: запить, сватанье, оглядини и помолвка. Запить - это предыдущее разведывание семьей молодого о намерениях родителей молодой. Этот срок был распространен преимущественно на Харьковщине и Сумщине; на Черниговщине и Кировоградщи-ни - «допить», на Ивано-Франкивщини - «визнавки». На розвидини шли мама или отец молодого или кто-то из близких родственников. В конце XIX - в начале XX ст. обычай предыдущего разведывания относительно согласия на сватанье превращается в вежливое предупреждение о прихидсватив.

Сватанье - первая встреча представителей молодого с молодой и ее родителями для достижения согласия на брак. В Украине посредников при сватанье чаще всего называли «старостами», но случаются также названия «сват», «посланец», «сватач», «болтун». У старосты просили, как правило, близких родственников, уважительных состоящих в браке мужчин. Поскольку успех сватанья зависел и от умения вести разговор, то при выборе старшего старосты принимали во внимание такие черты характера, как комуникабельнисть и остроумие

Сватать девушку отправлялись поздно вечером, чтобы на случай отказа сохранить сватанье в тайне. Зайдя в дом с хлебом в руках и поздоровавшись, старосты начинали традиционный разговор об охотниках, которые натолкнулись ни следует куницы (оленици) - красной девицы, или купцов, которые узнают о товаре, и т.п.. После традиционных поздравляй и речей старост звали девушку и прилюдно спрашивали ее согласия на брак. Ответ невесты был обязательным и решающей

В знак согласия сватов перевязывали полотенцами или поднимали им на хлебе платка или полотенца. Жениха девушка перевязывала платком. В случае отказа ста ростам поднимали тыкву или макогин (на Западной Украине). При утвердительном ответе невесты обсуждали предварительно вопросы о приданном

Весь передвесильний цикл обрядности длился три недели, иногда - месяц. После сватанья происходили оглядини (обзорини) и помолвка. Родители жениха во время оглядин старались продемонстрировать свое благосостояние. Н; Гуцульщини на обзорини ходили как к молодой, так и где молодого

Помолвка - это своеобразное закрепление окончательной согласию на брак и прилюдное объявление этого события. Обязательными элементами были первый посад молодых (их сажали рядом как нареченную пару) и обмен подарками. Названию обряда происходит от соединения рук, которые, за народным обычаем, набирало юридической силы. В предназначенное для помолвки время родители и родственники молодого зайдя с хлебом в дом молодой, садились к столе Старший староста брал полотенце и накрывал им хлеб, на него клал руку молодой и молодого и перевязывал их полотенцем. После этого невеста перевязывала полотенцами старост и одаривала всех присутствующих родственники) молодого платками, рубашками, полотном. Часто бывало, что разные обряды передвесильного цикла происходили в один день: например, сватанье и оглядиш.или сватанье и помолвка. Оглядини могли осуществляться формально, так как обычно на селе хорошо знали родин] нареченного или нареченной, их материальное состояние. Постепенную исчезает обычай предыдущего разведывания на согласие сватанья, поскольку молодые самые заведомо договаривались о сватанье и сообщали об этом свойхбатькив.

После помолвки ни девушка, ни мальчик не имели права отказываться от брака без весомых на то причин. Отказ воспринимался как образа и бесчестие, поэтому их надо было материально возмещать

На Правобережной Украине существовал еще один этап передвесильной обрядности - церковные сказы. На протяжении трех недель перед браком священник в церкви объявлял общине о намерении и согласии молодых вступить в брак. Это предоставляло событию общественного статуса и возможности прихожанам проявить свое отношение к молодым, их родственников. На протяжении всего периода между помолвкой и венчанием соседи и знакомые имели право сообщить священнику все, что могло помешать составлению брака

Собственно свадебная обрядность начиналась из приглашение гостей на свадьбу. Наиболее распространенная форма приглашения - личное посещение молодыми родственников. В большинстве регионов Украины еще до 30- 40-х лет XX ст. молодая ходила с дружками селом в праздничной народной украинской одежде, украшенная цветами и лентами. Молодой с дружбами просил на свадьбу свою семью.Накануне свадьбы молодым изготовляли свадебные венки. Этот обряд не всюду был одинаковым. Например, на Гуцульщини венки плели в доме молодой, куда приходил по свой венок молодой с дружбою. На Бойкивщини венки сохранялись в амбаре в молодой к обряду посада, когда молодым одевали их на главу. В доме молодого изготовляли «свадебное знамя», «прапир»: к хорошо вытесанному древку привязывали две-три платка, колокольчик и сверху квитчали барвинком. На Гуцульщини древком флага чаще всего был топирець. Кроме вязания венков, девушки прибирали гильце и квитчали каравай. Этой церемонией начинало одно из важнейших передшлюбних действ - девственник-вечер, винкоплетини, молодецкий вечер