ПУБЛИКАЦИЯ "ИСТОРИИ РУСИВ" И ЕЕ ИЗДАТЕЛЬ ОСЫПЬ БОДЯНСЬКИЙ


Интенсивное изучение народной поэзии и обычаев, которое началось с 20-х лет XIX столетие, оказывало содействие расширению представлений об исторических горизонтах народной жизни и определению тех основных параметров народного характера, представителем которого выступает положительный герой. Вместе с тем представление о национальном характере к появлению "Истории Малой России" Д. Бантиш-Каменського, "Истории Малоросий" М. Маркевича, "Истории Русив", летописи Самовидця и др. составлялось еще преимущественно на уровне романтической интуиции, скорее, на эмоциональному, а не теоретическом уровне. Решительный шаг к осмыслению этого комплекса исторического бытия украинской народностей и определение того неуловимого национального духа делает рождаемая историография, в частности, и "История Русив", фольклористика. Народный характер появляется как комплексная проблема эстетичной и исторической мысли в творчестве украинских 40-романтиков х гг. XIX столетие

Начиная с 40-х лет XIX столетие, материалы из истории Украины систематически печатались Осипом Бодянським - профессором-славистом Московского университета. Он "был одним из тех многих украинцев, которых охотно принимала в себя и хорошо платила Москва". О них И.Огиенко высказался так: "В далекую Московию", в "московския страни" перешло многие люди, которые приобрели там славы и себе, и своей Украине. Земляки эти наши понесли культуру свою на далекий север, возбудили ее от вековечного дримання и заложили там крепкие основания новой культуры" [1]

О.Бодянського, как Ф.Прокоповича, М.Гоголя, десятки других ученых, писателей, музыкантов, художников, Россия из молчаливого согласия Украины присвоила себе, как, кстати, профессуру Киево-Могилянской академии, которые стали основоположниками высшего образования в России, посмертно Киевских князив, ба даже нашу старинную Русь нахабно отобрано московитами, о чем с негодованием писал и автор "Истории Русив": "Известно преждет были мы то, что теперь московцы: правительство, первенство и самое название Руси отъ насъ къ нимъ перешли. Но мы теперь в нихъ, какъ притча во языцехъ".

Большую славу принесли украинцы России, но не меньшие заслуги имеют они и перед родной Украиной

Возле восьми тысяч песен и полторы тысячи пословиц собрал О.Бодянський, близкий знакомый М.Максимовича, М.Гоголя, чешского и словацкого историка и лингвиста П.Шафарика, Т.Шевченко, П.Кулиша.

Благодаря О. Бодянському литературная и научная общественность могла широко ознакомиться с работами В.Караджича, В.Копитара, Я.Коллара, П.Шафарика, а также работами из истории Украины, в частности и "Историей Русив", летописью Самовидця и др., которые он систематически публиковал в "Чтениях в императорском обществе истории и древностей российских при Московском университете".

О.Бодянському следует отдать должное в подъеме и популяризации идеи славянского содружества. Он был одним из наибольших популяризаторов произведений Шафарика. Магистерская диссертация О.Бодянського "О народной поззии славянских племен" (1837) доказывает необходимость создания самобытных литератур славянских народов, в том числе украинской

Познакомившись с О.Бодянським, Т.Шевченко не мог поминути возможности почерпнуть у него более широкие сведения о чешском народе, его истории. Тем более, что именно тогда чешские будители наиактивнее и наиплодотворнее работали в области славяноведения, поднимали идею единства славянских народов. Одному з них, Шафарикови, поэт и написал посвяту к поэме, в которой прозвучал призыв, "Чтобы все славяне стали добрыми братьями".

Богатый фольклор этих народов Бодянський считал одним из важных доказательств жизненной потребности такихлитератур.

Расширяя тематические рамки, украинские художники обогащали писательство новыми идеями, образами, совершенствовали поетику, а главное, возражали бурлескное эпигонство и безыдейное этнографическо-бытовое описательство, чем расчищали грунт для глибшого проникновения в духовное и материальное бытие украинского народа. Тем самым увиразнювалася и национальная своеобразность, в которой активнее заявлял о себе общечеловеческое содержание, создавался сравнительно широкий фронт борьбы за подъем авторитета украинского писательства на европейском уровне

Поддерживая то направление народностей украинской литературы, которого предоставлял ей И. Котляревський, Бодянський выдвинул и обгрунтував тезис, который народный поэзия помогает литературе отобразить своеобразность бытия народа. Подсказанную практикой украинской словесности, такую мысль распространял и на другие славянские литературы. а со временем и на литературы Западной Европы.Бодянський, как О.Пушкина, Гоголь, Гнедич, оказывал содействие публикации и научному осмыслению украинской народной поэзии, свидетельством чего является тот факт, который за 20 лет (1821-1841) в русской печати опубликовано свыше тридцати рецензий и разведок об украинской народнопоетичну творчестве. Среди них следует отметить статью Гоголя "О малороссийских песнях", в которой песня трактовалась как неоценимый источник для изучения истории и характера народа. Большая заслуга О. Бодянського и в публикации материалов Временной комиссии для рассмотрения давних актов, созданной 1843 года при Киевском университете. Члены Комиссии (М.Максимович, академик Ф.Солнцев, профессора М.Иванишев, А.Ставровський, П.Кулиш, М.Костомаров, Т.Шевченко) имели глубокое убеждение, которые исторические документы, рядом с устными народными произведениями, является национальным сокровищем. Собранная и обработанная комиссией документация доносила живой отклик о героической борьбе против иностранных захватчиков, социального и национального угнетения, рассказывала о казацких предводителях, героях и полководцив. "При условиях русификаторской политики царизма, - отмечает Петр Гончарук, - направленной не только на ликвидацию любой автономии общественно-политической жизни Украины, а и всего того, что могло свидетельствовать о развитии культуры украинского народа, члены общества считали своим гражданским долгом с помощью выданных летописей, архивных источников, разнообразных старинных памяток ознакомить общественность с историей своей родины, показать не только борьбу своего народа против социального и национального порабощения, а и его взнос в развитие мировой культуры”.





Вернуться назад