Печатное дело на Украине


Большие печатные предприятия, такие как типографии Львовского братства, Киево-Печерской лавры, упорно отстаивали монопольные права на печать и продажу богослужебных книг. В 17-18 ст. сбыт книг происходил несколькими путями. Прежде всего, проводилась продажа книг в самых типографиях. Вторым путем было распространение книжек по другим регионам. Книги розвозилися по разным городам, особенно в ярмарочные дни. В пор Петра Могилы ( 20-те - 40-ви гг. 17 ст.) издание Киево-Печерской типографии, кроме Украины, распространялись в России, Молдавии, попадались и в другие страны. Особенно бодрую торговлю с Россией типография Киево-Печерской лавры вела из второй половины 17 ст. Есть данные, которые в 1672 г. печатные мастера Тимофей Кушка и Алексей Мушин открыли в Москве книжный магазин. Тем не менее их торговля не пошла живо, что было обусловлено острой конкуренцией со стороны московских типографий. Украинскими книжками торговали в Москве также и киевские мещане. Расширяли свою книготорговую деятельность и другие украинские типографии. Так, особенно с начала 18 ст. Черниговская типография продавала много книжек в других городах. Очень распространенным явлением был и продажа книг странствующими торговцами. Рядом с новыми книгами они предлагали так называемую “букинистическую” литературу (старые книги и книги, которые были в употреблении).

КНИГОПЕЧАТАНИЕ НА ЧЕРНИГОВЩИНЕ

Типография Елецького монастыря

Возникновение книгопечатания на Чергинивщини непосредственно связано с именем церковного деятеля Кирилла Транквилиона. Около 1625 года его было предназначено на должность архимандрита Елецького монастыря в Чернигове. В конце жизнь он основал в Елецькому монастыри типографию и в 1646 г. напечатал сборник своих стихов и прозаичных произведений под названием “Перло многоцинне”. Эта книжка - единое известное произведение, которое было напечатано в Елецький типографии. Считается, что после смерти К.Транквилиона (1646 г.) она прекратила свое существование

Новгород-Северская типография

Возрождение книгопечатания на Чергинивщини относится к времени, когда должность архиепископа Черниговского и Новгород-Северского занимал известный литературный и политический деятель XVII ст. Лазар Баранович. В 1670-х годах он открыл типографию в Новгороде-Северском.Работы по ее созданию и функционированию возглавил непосредственно Симеон Ялинський. Судя по изданиям этой типографии, она начала функционировать около 1675 года. Книги сразу начали печататься украинским и польским языками. Печатались богослужебные книги. Большинство изданий составляли произведения, написанные собственное Лазарем Барановичем и его друзьями - Ионакием Галятовським, Дмитрием Ростовским. Живя в Чернигове, Л.Баранович не имел возможности уделять типографии надлежащего внимания. Источники удостоверяют, что он был недовольный ее работой, в частности с большим количеством орфографических ошибок в текстах и мошенничествами со стороны С.Ялинського.

Типография Тройцького монастыря в Чернигове

В конце 1679 года Новгород-Северскую типографию было перевезено к Чернигову и расположено в Тройцько-Иллинському монастыри. Вместе с типографией переехал в Чернигов и Симеон Ялинський. В сентябре 1679 г. Л.Баранович заключил с ним новый контракт. На новом месте деятельность типографии направлялась в том же направлении что и в Новгороде-Северском. В типографии выдавались богослужебные книги, произведения Л.Барановича и других украинских писателей конца XVII ст.

Как утверждают источника, С.Ялинський представитель основателя Новгород-Северской (потом - Черниговской типографии) Л.Барановича не очень знал толк в печатном деле. В скором времени стало известно о его мошеннических поступках. Приступив к созданию типографии, С.Ялинський получил 4000 злотых (1000 карбованцев). Именно такой суммы должно было хватить на создание типографии и издание большого произведения Л.Барановича “Трубы словесов праведных”. Но последний вынужденный был передать эту книгу в типографию Киево-Печерской лавры. Тем временем С.Ялинський договорился с новгородским архимандритом о продаже ему 3000 тиража грамматики. Напечатав этот тираж и отлив часть шрифтов, С.Ялинський продал их без известная Л.Барановича.

Убедившись в мошенничестве, Л.Баранович освободил С.Ялинського из должности и пригласил печатного мастера Лукаша с Вильно, который за 3000 злотых (660 крб.) научил тройцьких монахам отливать буквы и изготовлять печатные краски

Деятельность Черниговской типографии продолжительная и после смерти Л.Барановича (1693 г.). В 1969 г. был напечатан панегирик М.Армашенка на почет И.Мазепы под заголовком “Theatrum perennis gloriac” (“Поприще вечной славы”). В первые десятилетия XVIII ст. типография выдавала многочисленные произведения известного писателя архиепископа И.Максимовича. Кроме того, выпускались книги для нужд открытого в 1700 г. Черниговского коллегиума. 1705 года на заказ Коллегиума слов'янсько-украйнською и польским языками выдан сборник “Зерцало вот писания божественного”. В начале эта книга помещена послание И.Мазепе. Именно за его содействием при черниговской типографии была основана бумажная фабрика. Интересно, что на этой бумаге делались отражения и водных знаков. В том же “Зерцали... “ водные знаки листов изображают гербы И.Мазепы и И.Максимовича





Вернуться назад