Украинский дом


Черты независимости в этническом образе украинцев особенно рельефно оказывались в свободной застройке двора и в способе размещения жилья относительно улицы. Относительно типичного порядка застройки, то он среди украинцев реализовывался таким образом: хозяйственные сооружения, как правило, располагались по периметру двора, огражденного забором, свободно, не затрагивая друг друга. Ближе к улице, в передней части двора, с преобладающей ориентацией окон на солнце ставили дом (дом), близ него - «чистые» хозяйственные сооружения: амбар, повитки, возовни. Со второй стороны двора за амбаром строили погреб, погреб, а в глубине двора - сооружения для живности: конюшни, хлев, повитки, конюшни, загона для скота, загона, садок. За хозяйственными сооружениями размещали огород, а дальше - леваду с обязательной посадкой вербы или акации. На границе огорода и левады устраивали гумно и помещение для молотьбы и хранение хлеба - овина, половники.

Этнической особенности, созвучной етнопсихологичному составу украинцев, приобретал и порядок размещения жилья относительно улицы. В конце XVIII ст. сложилось два варианта расположения дома: приближенное и глубокое, но в обеих случаях - отдаленное от улицы. Украинский дом, как правило, размещалась в глубине усадьбы, обрамлялась садиком, в отличие от упроченных традиций многих других народов, соответственно которым жилой дом располагался в непосредственной близости к улице или немного отделялся от нее невеличкимпалисадником.

Украинский дом прошел продолжительный и сложный путь развития, проявив глубинную общность с жильем восточнославянских, а частично и западнославянских народов, корни которой достигает строительной традиции как докийвськой сутки, так и периода Киевской Движении. Тем не менее лишь в XVII-XVIII ст. она приобрела этническую выразительность, став ярчайший символом украинской народной культуры и признаком духовности украинской наций. Образ «белого дома», что стоит в садочку, цветами обвитая, будто девушка, по выражению Т. Г. Шевченко, стал своего рода визитной карточкой Украины, так как воплощает не просто завершеный образец народной архитектуры, а и целую систему эстетичных основ, народного творчества, даже оскорблений мировоззренческих представлений и человеческих стосункив. «Белая, с теплой соломенной стрихою, порослою зеленым бархатным мхами, - писал Александр Довженко, - архитектурная праматир пристанища человеческого. Незапертая, во всякое время открытая для всех, без стука в дверь, без «можно?» и без «войдите», жилье простое, как доброе слово, и законное, словно создали его не человеческие руки, а самая природа, словно возросло оно, как плод, среди зеленые и цветов».Именно такой образ жилья получил название «украинского дома», хотя генетически он связан только с отдельным регионом Украины - Средним Приднепровьем и Полтавщиной. Но поскольку именно здесь, на Гетманщине и Запорожской Сечи, зарождались нациогенетични процессы, формировалась национальная культура, много из явлений этой культуры воспринималось как национальные символы. И это при потому, что украинское жилье не было однообразным: оно оказывалось в килькохвариантах.

За комплексом типологических признаков украинское жилье уже в XVIII ст. имело четыре подтипа, каждый из которых, в свою очередь, распределялся на несколько вариантов. Это - североукраинский (или полесский) комплекс, который включал три зональных варианта, центральноукрайнський (лесостепной) с пятью вариантами, западноукраинский также с пятью вариантами и южноукраинский (или степной) с четырьмя вариантами

Одной из главных признаков для выделения отдельных типов или вариантов дома есть ее планирования. «Украинский дом» XVII- XVIII ст., наиболее типичная для Левобережной Украины, большей частью была трикамерною: дом - сени - амбар. Кстати, такой тип дома известный в этом регионе еще в XII-XIII ст., что свидетельствует в пользу наследственности народных традиций в области жилстроительства. Правда, к тому времени все же преобладали одно- и двухкамерные жилье (дом или дом - сени). В XVIII ст. на Среднем Приднепровье были уже трикамерни жилье, хотя во многих регионах в основном бытовали дво-, а кое-где и однокамерные жилье

Жилье, которое состояло из одного дома, еще в XVIII ст. не было редкостью для Полесья и некоторых восточных районов, хотя типичным становилось двухкамерное жилье: теплый дом и холодный амбар или сени. Кстати, холодные сени - характерный признак жилья всех восточных славян, как и неславянских народов Восточной Европы. Такая традиция продолжительное время распространялась и на трикамерни жилье, два помещения из которых не отапливались, и это оправданно, так как трикамерне жилье было когда-то из жилого помещения, сеней и амбара

Со временем, в XVII-XVIII ст., оно состояло из двух домов, разделенных сенями или амбаром. Такой тип украинского дома бытовал почти к началу XX ст., а позднее, с усилением капиталистических социально-экономических отношений и влияния городской культуры, формировался другой тип многокамерного украинского дома разных вариантов: круглый дом, длинный дом тощо.

В XVII-XVIII ст. в Украине сформировался и бытовал такой тип народного жилья, котрий получил название украинский. Он имел единую основу, которая характеризовалась наличием таких признаков, как абсолютная однотипность интерьера дома (размещение печи в уголке возле входа, а по диагонали от печи - покуття), параллельное бытование зрубной и каркасной техники сооружения стен и их мазанье, распространение открытого типа двора с преобладанием свободной застройки, в конце концов, оригинальный интер'ерхати.





Вернуться назад