Украинский дом


Связь между поселениями разных типов и етнопсихологичними чертами их жителей оказывался и через другие естественные (географические) признаки, в частности особенности ландшафта. А он в Украине определялся особым разнообразием, ведь ее территория имеет и равнины, и возвышенности и горы, и морское побережье; она или покрыта лесом, или представляет собой лесостепь или степь, своеобразность которого по-своему влияла на занятие людей, на их триб жизни и даже на психический состав. О влиянии географической среды на етничнисть и, в частности, национальный характер писал еще в 30-х годах П. И. Кушнер. Верховинци, например, которым приходится соответственно естественным условиям жить небольшими, временами запертыми группами, возможность общения между которыми, как правило, есть незначительной, отличаются более нелюдимым характером, чем польовики или полищуки. Некоторая ограниченность связей между жителями гор обозначилась на характере расселения и типе поселений. Последние, например в горных районах Карпат, были большей частью бессистемными, располагались на определенном расстоянии один видодного.

Определенной изолированностью отмечались и поселение, расположенные в лесной части Украины. Для их жителей, полищукив, характерным есть размерен триб жизни, которая обусловила некоторую консервацию полесской традиционной культуры. Ведь лес, защищая людей от внешних врагов, служил вместе с тем за найнадийниший для них приют. Духовное естество жителей лесной зоны найрельефнише оказывалось в их демонологии и мировоззренческих представлениях, связанных с обожествлением леса и лесного духа - лешего. Разбросанность и определенная изолированность поселений - дворов - Полесье послужили причиной там большую локальности традиционно-бытовой культуры, которая имела, однако, общую основу. Она определялась спокийнистю манеры, приглушенностью тонов, деликатностью выполнения, особой естественностью

Равнинные зоны формировали кое-что другой тип человека - тип польовика, немного отличный образ жизни и оригинальную традиционно-бытовую культуру, обозначенную величием и вместе с тем довольно однообразную. Ведь одинаковость естественных форм, как писал Сергей Соловьев, исключает областные благосклонности, ведет народонаселение к однообразным занятиям; похожесть занятий вызывает однообразие в обычаях, характера, верованиях; одинаковость характера, обычаев и верований исключает вражеские столкновенья; одинаковые нужды определяют одинаковые средства к их удовлетворению, - и равнина, которой бы она не была большой, которым бы не было сначала разноплеменное ее населения, рано или поздно становится областью единого государства. И, возможно, не случайно, как трактуют некоторые историки, первое государственное образование - Киевская Русь - возникло именно в заданных природой границах, в пределах расселения полянинов, т.е. население лесостепной и степной зон

Не исключениный, что этому оказывали содействие и тесные взаимосвязи населения разных населенных пунктов, как правило, больших и и вдобавок расположенных на незначительном расстоянии один от другого, что оказывало содействие общению людей в пределах большого ареала. Не случайно, что именно лесостепная и степная зоны создали наиболее благоприятные условия для формирования открытого типа двора, распространенного со временем на всей территории Украины. Это явление связывало с етногенетичними процессами, ядром которых было Среднее Приднепровье, в частности Киевщина, откуда они розпросторювалися на другие земли Украины. Таким же путем распространялась и символика этнической и национальной украинской культуры.Одним из символов материальной народной культуры украинцев стал открытый тип двора - не покрытый крышей, которая отличалась от типа дворов, распространенных среди всех соседних с украинцами народов: россиян, белорусов, поляков, молдаванинов и др. Этнической своеобразностью определялась и застройка - расположение дома и хозяйственных сооружений, хотя она в Украине позднего средневековья имела несколько вариантов. Один из них - свободная застройка: отдельные хозяйственные сооружения размещались на дворе свободно, не соединяясь общей крышей; второй - однорядная застройка: все хозяйственные сооружения становились в один ряд с домом, нередко объединяясь общей крышей; третий - двурядная застройка: жилой дом и хозяйственные сооружения располагались один против одного; четвертый - Г-подобная застройка, когда дом и хозяйственные сооружения строились по обе стороны усадьбы и были объединены спильнимдахом.

В конце концов, в пределах открытого украинского типа двора сформировался еще один разновидность застройки - запертый. Он как определенной мерой сооружение оборонительного характера бытовал йебильшого на этнической границе украинского этноса, якобы служа символом его защиты: в Карпатах, где имел название гражда, или дом в воротах, в правобережном Полесье - окружной двор, или пидварок, в южных районах Украины - зимовщик. Символически и то, что крепость^-крепости-крепости-застройки-крепости наибольшего распространения приобретают именно в XVII-XVIII ст., т.е. в период формирования украинской наций. Ведь в тот период они выступали в роли маркеру, который определял оригинальность этнической культуры украинцев и вместе с тем ее отличие от культуры других народов. Осознание же своей неповторимости, как трактует етнологична наука, есть одной из главных признаков нациогенезу и генези национальной культуры

Ее своеобразность оказывалась также и в характере размещения дома на дворе. Кстати, порядок расположения жилья на усадьбе предопределяется не только производственной направленностью хозяйства и не только особенностями ландшафта или социального характера. Вся система размещения дома и хозяйственных сооружений на украинском дворе подчеркивала независимость, рассудительность и грунтовнисть его господарив, их определенный индивидуализм увиразнювався наличием забора, плетня или муру, которым обозначали усадьбу. Тем не менее высота изгороди была такой, лишь бы можно было общаться с соседями, опосредованно удостоверяя общительность и приязненность





Вернуться назад