Украинский дом


Народная материальная культура е чрезвычайно сложным явлением, сформированным в системе разнообразных факторов: социально-экономических, исторических, географических, собственное этнических. Совокупно они определяли как этнические очертания материальной культуры, так и региональную ее своеобразность - отдельные типы, подтипы, варианты, которые отвечают тем объективным условиям, которые сложились в отдельных Регионахукрайни.

Такое свойство материальной культуры объясняется тем, что она не только выполняет прагматические функции, а и представляет неотъемлемый компонент духовной, в частности обрядово-ритуальной культуры. Народная материальная культура была одним из важнейших каналов передачи мижпоколинной етнокультурной информации, прежде всего с помощью системы традиций. Ведь они материализовались в повседневных вещах: в одежде, жилье, кулинарии, домашней начинке, средствах для перенесения грузов

Особенно рельефно этнический образ и временная этапность оказывалась в таком стабильном компоненте народной материальной культуры, как жилье и поселения. В начале XVII ст. на территории Украины сформировались типы жилья и типы поселений, которые можно назвать украинскими. Ведь они, грунтуючись на давний восточнославянской основе, создавались в этнических традициях украинцев и в системе своеобразных социально-экономических и естественных Умовукрайни.

В пределах этих этнических традиций сформировалось три основных типа поселений и три типологических зоны их бытования: северная, центральная и южная. Все они имели давнюю славянскую основу, тем не менее сильно обозначенную своеобразностью естественного (географического) среды

Для северной зоны, которая включала два исторически-этнографических региона - Полесье и Сиверщину, - наиболее характерным был древнеславянский культурный пласт багатодвирських застроек уличного (Полесье) или вулично-безладного типа

Для центральной зоны Украины традиционным типом застроек был беспорядочный (бессистемный), обусловленный особенностью заселения края. Почти до конца XVIII ст. крестьяне имели возможность занимать здесь земли за обычаем займанщини - получение земельной собственности на правах первенства загорания свободных земель. В его основе лежало традиционное представление крестьян о том, что их работа, вложенная в землю в любой форме, предоставляла право на владение и распоряжение ею. Займанщина особенно распространенной была в XVI-XVIII ст. среди казаков и крестьян, которые мигрировали из разных регионов Украины на Запорожскую Сечь, Левобережье, Слободскую Украину и юго-восточную степную часть Правобережья. С преобразованием народной колонизации на планомерные переселения начали возникать в конце XVIII ст. поселение уличной, рядовой, радиальной и шнуровой застройки

Регулярные застройки наиболее типичными становились для южных районов Украины (Новой Сечи, Новосербии, Донщини, Таврии), куда начиная из второй половины XVIII ст. шла направленная колонизация. Формировались поселение, которые осуществлялись по распоряжению администрации, квартального и гнездового планирования

В пределах этих типоутворювальних этнических традиций бытовали их разнообразные зональные варианты: одни возникали под влиянием определенных социальных условий, другие - сугубо естественных. Примером зональной вариативности, сформированной под влиянием социально-экономических условий, можно назвать малодвирськи поселение и хутора (кутори, кути), что имели разную природу и разное время возникновения. Небольшие поселки - двора, известные еще с XI ст., были распространены почти к середине XVIII ст. как производственные базы феодалов и богатых козаков или как крестьянские заимки (пасеки); в XVI-XVIII ст. возникали и временные поселения запорожцев - зимовники, а из конца XVIII ст. - дворы-выселки, наиболее характерные для Волыни и Полесья

Относительно естественных факторов, то они обусловили разнообразие как вариантов зональных поселений, так и подтипов застроек, а главное - влияли на разнообразие етнокультурних процессов. Явления материальной культуры, в том числе жилье и застройки, представляли «арену», на которой эти процессы разворачивались. Материальный мир приобретал в таком случае символического выражения. Этническая символика украинских поселений оказывалась, в частности, в органическом объединении их с ландшафтом, нередко реализуясь через региональную вариативность: «что не ландшафт, то другой вариант».

Общим же символическим признаком украинских поселений была их своеобразная прив'язанисть к рекам, хотя такая етноекологична признак присущий в целом и многим другим народам. О связи реки как стержневой основы поселений с признаками этнического характера их жителей метко писал Василий Ключевський: «Река е даже своего рода воспитательницей чувства порядка и общественного духа в народе... она воспитывала дух предприимчивости, привычку к общей, артельного действия, заставляла розмирковувати и изловчаться, сближала разбросанные части населения, приучала ощущать себя членом общества, общаться с чужими людьми, наблюдать их обычаи и интересы, обмениваться товаром и опытом, знать привычки и характер».На украинском етнокультурному фоне такая общечеловеческая закономерность приобретала своеобразные этнические черты, присущий психическому составу украинцев и их духовной культуре. Река для них олицетворяла не просто хозяйственные, экономические, социальные или сугубо человеческие связи, как это характерно для многих других народов, она становилась духовным началом для людности, которая связывала с ней свое бытие. Ведь большинство обрядовых действий украинцев происходили возле воды, так как отождествлялись с водной стихией: купальськи обряды, русалий и крещение, обливание и ворожение на мосту, возле колодца или проруби; водная магия и культ воды лежали в основе многих верований и поверий, воплощаясь в колоритных демонологических обрядах, которые стали этническими символами духовной культуры украинцев, - в образах русалки, нявки, водяного тощо.





Вернуться назад