Празднование народного праздника - Рождества Христового


За семь с половиной километров на юг от Иерусалима в маленьком городке Вифлиеми (Бейт-Лехем «дом хлеба» с еврейской) почти две тысячи лет тому Дева Мария «породила своего Первенця Сына, и Его спеленала, и к яслям положила Его, так как в заезде места не стало для их» (Луки, 2.7). Мужчина Марий-Йосиф назвал мальчика Иешуа (греческая форма имени Исус), что древнееврейской означало «Спаситель». Так как еще задолго к появлению ребенка на мир извещал Йосифу ангел небесный: «И уродит она сына, ты же дашь ему имя Исус, так как спасет он людей своих от их грехов» (Матвея, 1,21).

Богонемовля еще тихо спало себе на сене в яслях убогого вертепа - пещеры для удержания скота, а весь окружающий мир уже изменился. Новая яркая звезда появилась на небе и повела трех мудрецов из Востока к Исусу. Ангел сошел на поля вифлеемские, и удивленные пастухи поспешили поздравить дитятко Бог, так как услышали: «Сегодня в Давидовим городе родился для вас Спаситель, который есть Христос Господь» (Луки, 2, 12). Мир изменился, так как просветлели сердца человеческие, и была в этот миг радость на небе, «и на земле мир, в людях добрая воля!» (Луки, 2,14).

Так повествует о рождении Исуса Христоса Библия. Из древнейших времен в память об этом событии 7 января празднуют православные христиане Рождество Христовое

В бытовом крестьянском календаре украинцев XIX- начала XX ст. зимние святки - наилучшее, важнейшее событие года (по своему значению они почти не уступали Великодню - наибольшему религиозному святую православных).

У украинцев христианские традиции праздника тесно переплетались с давнишими обычаями языческого происхождения. Когда-то в это время, вскоре после зимнего солнцестояния, наши пращуры отмечали рождение нового, пожилого солнца, поворот от зимы до лета. Это в его честь и до сих пор зажигают под Рождество «живой» огонь гуцулы, а уголька от той ватри считают помощниками от усиххвороб.

Вечер накануне Рождества - «Праздник-вечер», «вилия», «кутья» был магическим временами создания другого, вимрияного бытия. Обычные и будничные предметы, вещи приобретали волшебную силу, а хозяин становился домашним жерцем. Торжественно вносил он к господе сноп, как правило, ржаной, и ставил его на покути - на урожай и благосостояние. Это была коляда

(а может, то воплощение бога Коляды, чье имя упоминают летописи?) или еще «дидух», «дидочок». С застромленими у него серпом, граблями стоял он на покути вплоть до Нового года, мирно сусидуючи с иконами - святынями других времен, другой религии

А властвовала в Праздник-вечер кутья - главное обрядовое кушанье. Как удастся кутья - будет крута еще и с «верхом» - это будет на урожай, а в жилье счастья. Положив в варежку деньги (чтобы водились), несет кутью на покуть хозяйка, а дети во время этой церемонии упорно блеют, мычат, ржут, квохчут, крякают - чтобы вся Эта живность плодилась, чтобы цыплята и утята водились. И первая ложка кутьи была для пчел - бросали ее к потолку, чтобы рои велись. Для самого мороза, Чтобы так задобренный, он не совершал збиткив, не морозил посевов и овоща

На праздничном столе 12 кушаний, и прочь все песни. Рыба просол, постный борщ, вареники, гречаники и пироги, пироги с капустой, грибами, фасолью, горохом, сливами, яблоками и т.п.. Сошла вечерняя звезда, и можно садиться ужинать; начинали из кованые

Поужинав, брал хозяин со стола понемногу каждой из кушаний и нос к хлеву скоту, чтобы не жаловалась. Так как за поверьем в ночь под Рождество дарит ей Бог язык - за то, Что когда-то в давность спал в яслях маленький Христос

Кутью давали курам, «чтобы хорошо неслись», ее несли на гостинец крестным родителям, бабе - повитухе, досвитчаний матери. Для предков, которые в эти праздники придут в госте из того мира к живым, кутью оставляли на столе на ночь. На Черниговщине для них даже значили ложку, перевязывая ее желтой лентой

Рождественская ночь полнилась чудесами: из колодца можно, согласно поверью, напиться вина, нужно было только втрапити к нему в настоящее время; вода из трех колодцев;

принесенная в роте, провещала девушкам о замужестве. Правда этой ночи, как никогда, гуляет нечистая и злая стекла. Это против нее клали на четыре края стола зубци чеснока, засекал хозяин топором пороги хозяйственных зданий, приговаривая, при этом: «Згинь, исчезни, нечистая сила!»

Наступало Рождество и все живое прославляло Исуса Христоса родившегося





Вернуться назад