ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ИДЕИ М. ДРАГОМАНОВА - КАК ТОЛЧОК К ЗАРОЖДЕНИЮ ЛИБЕРАЛИЗМА В УКРАНИ

Главная - Украиноведение - ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ИДЕИ М. ДРАГОМАНОВА - КАК ТОЛЧОК К ЗАРОЖДЕНИЮ ЛИБЕРАЛИЗМА В УКРАНИ

Непересекающимся представителем либерального движения был Михаил Петрович Драгоманов (1841-1895). Он считал, что задача каждого человека, как и народа, в познании себя и в стремлении идти к цивилизации вместе с цивилизацией, т.е. подход Драгоманова состоял в необходимости связать украинское национальное движение и его программу по европейскими либерально-демократическими концепциями. Но познание себя требует высокого национального самосознания, а уровень цивилизованности народа настолько низкий, что не разрешает ему подняться к самосознанию, а, итак, к стремлению возродить свободу. Он писал, что украинцы много потеряли, так как когда большая часть народов Европы создавали свои государства, нам это не удалось. Либерализм Драгоманова определяется как доктрина, вид-повидно к которой человеческая индивидуальность является высшей ценностью. Политически это выражается прежде всего в расширении и укреплении индивидуальных прав. Драгоманов верит, что история свободы является историей ограничения государственной власти. Неприкосновенность личной сферы важливиша за участие в создании, формировании коллективной политической воли, а индивид с его волей является основой всех возможных социальнихпорядкив.

В письме к Ивану Франко Драгоманов отмечал: “Принципы современной всемирной цивилизации наиболее соответствующие прогрессу: либерализм в его найпослидовниший форме, федерализм - в делах государственных, демократизм - в делах социальных с найтвердишою гарантией - ассоциацией в делах экономических, рационализм - в делах сочинительства, наукових.”

Со временем либеральные идеи М.Драгоманова переняли Михаил Павлик, Иван Франко, Богдан Кистякивський.

В 90-середине х лет ХИХ ст. эти идеи в Украине получили дальнейшее распространение. В либерально-демократическом лагере вызревает мысль о необходимости объединения своей деятельности, создание единой организации. В сентябре 1897 г. усилиями Бориса Антоновича и Александра Кониського в Киеве создается Всеукраинская организация общин. Туда входили земские деятели, промышленнике, представители творческой интеллигенции. Это стало началом перехода украинского либерального движения от преимущественно просветительской к политической деятельности

В 1903 г. на съезде Всеукраинской беспартийной организации было принято решение о ее преобразовании на партию либерального направления и начата разработка партийной программы. Проведение этой работы было поручено избранной рады в составе Б.Гринченко, С.Ефремова, М.Левицького, И.Чехивського, Е.Чекаленка. А на съезде 1904 года было официально провозглашено о создании Украинской демократической партии (УДП) и принято ее программу, которая содержала основные требования либерализма в сфере прав человека и отстаивала основы конституционализма. Но через год в УДП возник раскол и образовалась еще одна партия либерального направления, с почти идентичной программой, но более радикальная в национальном вопросе - Украинская радикальная партия. Такое положение и тогда, как и теперь, воспринималось отрицательно. Итак, осенью 1905 г. обе близкие партийй слились в одну - Украинскую демократическо-радикальную (УДРП), во главе с теми же лицами (Гринченко, Ефремовым, Матушевським, Левицьким, Чекаленком) и с программой, которая напоминала кадетскую, только на началах государственной автономии

Представители украинских либералов, членов УРДП, а также проведенных за списками кадетской партии, выступали в И и ИИ Государственных думах, последовательно защищая национальные права. В И Государственной думе была созданная Украинская парламентская община, которая насчитывала 45 депутатов во главе с адвокатом из Чернигова И. Шрагом. Главным печатным органом либерально настроенной интеллигенции и парламентеров был “Украинский вестник” (под редакцией М.Славинського). В этом издании работал молодой Симон Петлюра, позднее став его редактором

Либеральные идеи приобрели новую жизнь в период теоретической дискуссии, связанной с выходом известного сборника “Цикуты”. Среди заметных украинских общественных деятелей - теоретиков либерализма ключевое место занимает Богдан Кистякивський, сын профессора права Киевского университета Александра Кистякивського - активного деятеля “Старой общины” и журнала “Основы”.

Б.Кистякивський, ощущая заметное влияние идей Драгоманова, значительную часть своей научной деятельности посвятил редактированию его многотомной работы “Политические произведения”. В творчестве Кистякивського, первого украинского специалиста в области философии права, продолжительное время определяющей была проблема соотношения социальной и либеральной идей. 1902 года он печатает статью “Русская социологическая школа и категория возможности”, которая ознаменовала его решительный переход на позиции либерализма. О неохиднисть единение^-единение-единения-по-единение социальной идеи с либеральной речь идет в работе “Государство правовое и социалистическая” (1906), где право рассматривается в контексте социальных наук и обгрунтовуеться понимание фило-софських основ правового государства

Свое толкование либеральной концепции предлагали также Максим Славинський и Михаил Туган-Барановський.Основатели Украинской Академии наук Владимир Вернадский, Агатангел Крымский и Михаил Туган-Барановський в значительной мере оказывали содействие распространению идей Драгоманова в Украине. Из соображений Туган-Барановського следует особенно отметить мысль о способности науки решать социальные проблемы (статья “Влияние идей политической экономии на природоведение и философию”). Вместе с тем существенным было обгрунтування важной роли частной собственности в системе экономических отношений. Позиция Туган-Барановського в этом вопросе отличалась от разного вида социалистических пидходив. “Современное человечество, - писал он, - не может обойтись без этого стимула хозяйственной энергии... Поэтому прекращение действия хозяйской-приватно-хозяйственной системы було бы равнозначное экономическому, культурному и вообще социальному упадку”. Г.Туган-Барановський попробовал проанализировать проблему весомости роли личности в политекономичному контексте. “Правда, - говорит он, - что интересы разных общественных классов разные, и, стоя на точке зрения каждого из этих общественных интересов, приходится выдвигать на первый план разные задачи теоретического исследования. Но есть возможность подняться над этим отличием интересов, найти такую точку зрения, из которой практические выводы науки должны быть обязанности для всех общественных групп, независимо от их частных интересов”. Таким определяющим принципом ученый считал человеческую личность. “Центральной идеей современного сознания, - утверждал он, - есть сформулированная Кантом идея верховной ценности и, как вывод отсюда, равноценности человеческой личности. Всякая личность есть верховная цель в себе, из-за чего все люди равные, как носители святыни человеческой личности. Это и определяет верховный практический интерес, с точки зрения которого может быть построена единая политическая экономия: интерес не рабочего, капиталиста или землевладельца, а человека вообще, независимо от принадлежности ее к тому или другого класса”.