ЭТНОГРАФИЯ СЛАВЯНО-УКРАИНСКОЙ ДРЕВНОСТИ

Главная - Украиноведение - ЭТНОГРАФИЯ СЛАВЯНО-УКРАИНСКОЙ ДРЕВНОСТИ

За антропологическими характеристиками индоевропейци Украины делились на несколько групп. Найдавнише ее население - носители культуры шнуровой керамики, которые стали этническим пидгрунтям славян, которые жили в Украине в VI тыс. к н.э. (а также кельтов, германцев, балтив Центральной и Северной Европы), принадлежало к антропологическому типу массивных европеойдив: высокие на рост, массивные за строением тела, со светлой пигментацией и удлиненной главой. Этого же антропологического типа было и население ямной и середньостогивськой культуры - первые скотоводы среди индоевропейцив. Тем не менее в отличие от своих пращуров они более грацийниши (с потоншеною строением костей) .

Носители трипольской культуры за антропологическими признаками кое-что отличались от древнейшего населения первых охотников и рыбаков лесостепи и первых скотоводов-степняков. Они принадлежали к середземноморського антропологическому типу, в частности арменойдного или ближневосточного, какому присущий темная пигментация, небольшой рост, хрупкое строение тела, круглое глава, большой горбатый нос, скошенный лоб

Продолжительное взаимодействие этих основных групп, которая заключалась большей частью в ассимиляции трипольцев древнейшими индоевропейскими скотоводами, а частично земледельцами, охотниками и рыбаками, выстроила т.н. динарський антропологический тип большой европейской расы, к которому ныне принадлежит большинство украинцев. На следующих исторических этапах эта антропологическая основа будущих украинцев вобрала немало других антропологических субстратов, усложнив антропологическую структуру и оставив в ней память о бушующих исторических событиях. На принципах взаимодействия формировалась и культура этнически пестрого индоевропейского населения. Данные археологии доказывают существование разветвленной етнокультурной структуры с культурно-историческими областями и этнографическими регионами. Наизначащие области зафиксированы две: большей частью земледельческая западная (ей присущие ямные погребения) и преимущественно скотоводческая восточная (с характерными курганными погребениями). Граница между ними пролегала через Нижнее Приднепровье. Каждая из культурно-исторических областей состояла из нескольких этнографических, или исторически-культурных районов: Надбужжя, Приднепровья, Попруття, Полесье, Подоння и т.п., которые воссоздавали не только локальность больших культурных общностей, но и определенной мерой стадиальность трансформации культурных областей соответственно внутренней логике развития культуры, изменения естественных условий и вследствие взаимодействия двух типов культуры, земледельческой и скотоводческой. Результатом таких взаимодействий становилась синкретическая культура, которая вбирала ценности обеих культур.Земледельческая культура трипольской части индоевропейцив базировалась на продукцийний экономике преимущественно земледелия и отчасти скотоводства. Это определяло соответствующий жизненный уклад: земледельцы были большей частью осевшим населением с упроченным порядком, которая его задавала цикличность календарной обрядности, приспособленная к сезонности сельскохозяйственных работ; они имели постоянное жилье и хозяйственные здания, сельскохозяйственный инвентарь, своеобразную кулинарию

Преимущественно земледельческой была и система этнических ценностей и верований, которая включала атрибуты аграрной культуры: зерно, колос, серп, изображение свойских животных - прежде всего волов как тягловой силы для возделывания пашни и мелкого рогатого скота. Последние является свидетельством аграрной направленности тогдашней культуры, подтверждением чего может быть найденное археологами изображения на керамике козлиной запряжки, на которой боги давних индоевропейцив выезжали освящать землю передоранкою.

Упроченная жизнь освящалась и соответствующими ритуалами и обрядами, главной распорядительницей которых была женщина. Собственно, весь уклад жизни и ее ритуализация содержали женское начало и сугубо женские, мирные ценности: родное жилье, размеренная жизнь, мир и гармония с природой, которая грунтувалися на признании приоритета ценности земли и результатов земледельческой работы

Усиление внимания к скотоводству (а оно, кстати, является необходимым условием и для интенсивного развития пахотного земледелия) постепенно изменяло индоевропейское общество и индоевропейскую культуру. Этот процесс ускорило распространение культуры скотоводов, агресивниших за своим образом жизни. Кочевое скотоводство постоянно нуждалось в новых пастбищах, т.е. просторную; итак, стычки с соседями становились неотвратимыми. Соответственно этому формировались триб жизни, культура и ментальнисть индоевропейцив-скотарив. Их общество было патронимичне; мужчина играл главную роль в роде и в семье, так же преобладали мужские ценности в культуре. Свидетельством того может быть поховальна обрядность и характер культа. Неотъемлемыми атрибутами курганных могил является оружие (каменные боевые молоты, булавы), грубые глиняные горшки, приспособленные для кочевой жизни, колеса. Курганные насыпи над погребениями, прикметна черта культуры скотоводов, является показателем розвинутости поховальной обрядности (ведь фиксировалось поминальное место), как и показателем дифференциации общества. Судя по комплексу археологических памяток, оно было иерархическим (семья, род, племя, племенные союзы), социальное дифференцированным (жреце, воины, пастухи), со сложной системой родства и свояцтва.

Религиозные культы отождествлялись с зооморфными божествами, прежде всего в виде коня или вола. Последний канонизировался как сила, которая оказывает содействие кочивництву. Главным этническим символом скотоводов, конечно ж, был конь: с ним связанное и ритуальное жертвования, и ритуальное погребение, и легенды, и соответствующее табуювання некоторых кушаний в этнической кулинарии скотоводов-кочевников