ЭТНОГРАФИЯ СЛАВЯНО-УКРАИНСКОЙ ДРЕВНОСТИ


Мегарон - архитектурный комплекс, который обычно состоял из одного большого зала с костром в центре. Вход к ней вел через один или через целую систему портиков. В более поздний времена он правил за место отправления культа и устройство банкетов и учт. Тем не менее первоначальное его назначение было преимущественно сакральное. Ведь ранние индоевропейци осуществляли обряды и ритуалы в своем жилье или за пределами поселения и лишь позднее - в специальных святилищах («храмах»).

Первые храмы не весьма отличались от жилья. Это была сориентированная на юг или юго-восток здание (такая ориентация, кстати, характерная и для храмов и обычного жилья украинцев) площадью 30-100 м2, иногда с абсидой - закругленной торцевой стенкой, которая, собственно, подчеркивала специальное, культовое назначение помещения. В северной стороне храма устраивался монументальный жертвенник, над которым развешивались букраний - священные символы. Кроме ритуального костра, мурувалися печи. Храм разукрашивала геометрическая орнаментика, такая самая, которая украшала керамическую посуду

С появлением храмов возник институт жрецов как определенное состояние. Жрецы были не просто священниками, а и охранниками этнических и социальных традиций, следили за их соблюдением в хозяйственной и инженерной деятельности. Об этом, в частности, свидетельствует ритуализация многих инженерных технологий и господарськихробит.

Со временем, кроме храмов, индоевропейци начинают строить укрепленные поселения, дворцы, в конце концов, и города. Поселка (до 100 жилых домов), позднее города (около 5000 жителей) были защищены довольно сложной системой укреплений: рвом до 10 г завширшки, валом с частоколом или муром, целым рядом фортификационных сооружений. Поселение имели большей частью радиальное планирование, в центре содержались лучше всего укрепленные сооружения - для коллективной защиты

Укрепление поселений, градостроительство, а в пределах города строительство мастерских, т.е. развитие ремесленничества, свидетельствуют по крайней мере о двух важных фактах: о некоторых изменения в формах хозяйственных занятий, а итак, в образе жизни и ментальности, и о довольно высоком уровне развития продукцийной экономики, который разрешал высвободить часть работников на осуществление специальных функций. Это приводило также к преобразованию социальной структуры общества, в частности к ее дифференциации: выделяется власть вождя, состояние воинов, институт жрецов, появляются ремесленники и ремесленничество, община и общинники. Т.е. возникает классовое общество, которое есть, рядом с появлением письменности и развитием ремесленничества, первым признаком цивилизации

Индоевропейская культура - одно из древнейших и найоригинальниших костров человеческой цивилизации. Она дала человечеству колесо и колесный транспорт, письменность, оптимально приспособленное к естественным условиям хозяйство. Именно индоевропейци в период наступления ариадности, резкого изменения естественных условий, сумели создать новый уклад экономики, перейдя от традиционного земледелия, которое уже не давало гарантированных урожаев, к кочевому способу хозяйствования, овладев затем безграничные пространства от Европы до Китая и Индии.Развитие хозяйства и экономики дало толчок к развитию культуры - многофункциональной и многоцветной, а главное - стойкой, ее прочность и жизненность обеспечила модель культуры как открытой системы, в которой привнесенные иншоетнични компоненты не разрушают структуры. Упроченная культурная общность является незаурядной ценностью человечества. Она оказывается в перекликании удивительных литературных произведений давности: «Авесты», Вед, «Махабхарати», «Рамаяни», «Илиади», «Одиссей», эпоса у скандинавов и германцев, легенд и сказок славянских народов, в том числе давньоруськихбилин.

Аридизация естественных условий и соответствующая трансформация экономики, а затем и культуры, сформировали новый этнический образ индоевропейцив на их традиционной прародине. Особой интенсивности этот процесс приобрел в юго-восточной части индоевропейского ядра - в степных районах Украины, где встретились несколько етнокультурних потоков индоевропейской общности

Первый из них - древнейшие середньостогивськи племена коневодов, которые постепенно продвигались на мероприятие, в Подунав'я, и восточнее, у Поволжье, Передкавказзя и к Алтаю, их культурные контакты вписывались в основную праиндоевропейську лингвистическую систему: на западе они контактировали с носителями трипольской культуры, на северо-востоке - угро-финской, на юго-восток - картвельской лексики Кавказа. За этническим признаком первые племена скотоводов были индоиранцями. Кое-что позднее (на границе IV-III тыс. к н.э.) здесь появляются другие полукочевые скотоводы - носители ямной, нижньомихайливськой и кеми-обинськой археологических культур, которые в Подунав'й приняли участие в формировании южных индоевропейцив Балканского пивострова и Анатолии (фракийцив, иллирийцив, греков, хеттов).

Глубокие культурные традиции земледельцев привносили в степную и лесостепную зоны Украины трипольцы, навстречу которым двигались воинствующие номады с относительно примитивной культурой кочевников. Итак, территория Украины (прежде всего ее степные зоны - Причерноморье, Нижнее и Среднее Приднепровье) в V-III тыс. к н.э. была одним из найинтенсивниших етногенетичних центров, где пересекались не только разные етнокультурни потоки, а и антропологические системы





Вернуться назад