ЭТНОГРАФИЯ СЛАВЯНО-УКРАИНСКОЙ ДРЕВНОСТИ


Позднее видоизменение народной архитектуры заключалось в появлении больших домов разных типов и разного назначения, в частности ритуального, сакрального. Жилье превратилось на большие дома от двух до пяти комнат, обычно предназначенных для малой, или родительской, семьи с 10-15 лиц. Для предыдущих археологических культур (например, линейно-ленточной) характерными были большие помещения для большой семьи (что, в частности, удостоверяет не только немалое количество помещений или размер помещения, а и количество посуды).

Трансформация жилья свидетельствует также и о развитии семьи. Ее образ начал составляться еще в отдаленных времена и уже тогда имело чем отличался от украинской семьи XVIII-XIX ст. как типом и формой, так и величиной. А семья украинцев времен Киевской Движении была почти идентичной к семье их индоевропейских пращуров: единое, что их рознило,- духовные, религиозные основы, которые изменились в X-XII ст.

Семья раннего периода индоевропейской культуры была языческой. Преобладали тотемистические культы (обожествление тотема - родоначальника, обычно в оскорблении какого-то животных). Семья была самодовлеющей культовой системой, ведь она занимала все необходимые культовые составные части: собственный святилище-костер, предметы культовой пластики, собственный жертвенник, который содержался над костром. Культовую символику, земледельческую («арийскую») или скотоводческую, животного культа, предопределял вид хозяйственной деятельности. Археологи и культурологи считают, что от VII тыс. к н.э. по крайней мере к середине И тыс. н.э. скотоводческий культпереважав.

Распространение букраний и тотемизма в индоевропейской культуре западного культурного потока удостоверяют находки остатков бараньих или бычьих глав, которые их размещали над священными местами - костром и над входом в жилье. Они выполняли охранительную (оберегову) функцию - защищали от злых сил природы жилье и его жителей, а также весь род и скот, который ему принадлежала

Небось, с букранного культа, который расширил свои функции, позднее возникали отдельные божества, покровителе свойских животных и животноводов. В славянском пантеоне это место занимает Велес («скотий бог») - защитник скота и пастухов

Тем не менее индоевропейци отправляли не только животные культы. Немалую роль в их ритуальной культуре отыгрывали антропоморфные (человекоподобные) божества, которая указывает на разнообразие индоевропейской культуры, в том числе на развитую систему религиозных взглядов. Это удостоверяют не только идолы (фигуры людей или животные и птиц с человеческими чертами), но также украшения и посуда: он или имел человеческое подобие, или содержал изображение человека, отдельных частей ее тела (глаз, волосы, ресниц) или одежды

В антропоморфной пластике индоевропейцив довольно распространенными были двойные фигуры. В них отразилась глубокая народная философия о единстве противоположностей и двоеднисть мира и всего в нем сущего, о единстве мужского и женского начал, известная многим народам мира, которые когда-то были общей индоевропейской етномовною семьей. Припомним хотя бы першопари с «Ригведи» - Яма и Ями, першовождив Йиме из иранского эпоса «Авеста», божественную пару Юпитера и Юнону из римской мифологии, Зевса и Геру, Аполлона и Артемиду, Полидевка и Кастора с греческой, Лада и Лада со славяно-украинской. Позднее символическая двоеднисть усовершенствовалась, воссоздав и новую, более сложную религиозную систему с триадой: триединство першоначала, триединство Бог, трисубстанцийнисть души.Материализованным символом философии триады есть и тризуб, который ныне стал символом украинской государственности. Он постав из давнишого символа - двузубая, распространенного среди ранних восточных славян. Материализованная дво- и триадна символика также и в разных формах народной пластики, в частности в гончарстве. Традиционная украинская керамическая посуда «Близнята», который очень точно повторяет двойную гончарную скульптуру из культуры Винча, характерный для народов индоевропейской семьи и не присущий другим народам. Украинцы имеют также керамическую фигуру - глиняная посуда «Тройня», оригинальную этническую украинскую традицию

Создание разнообразия областей хозяйства более поздний индоевропейцив вызвало изменения в их культуре, социальной организации и религиозной системе. Специализировались и совершенствовались бытовое и культурное произведения. Один из показателей сегментации культуры, т.е. создание разнообразия,- появление землянок и палаток. Они удостоверяют не деградацию культуры, а лишь изменение хозяйствования - переход к полукочевому и кочевому скотоводству. Впрочем, для восточного славянства-украинства это не было характерным, - доказательства того дает изучение его етнокультурной основы - трипольской культуры, которая распространялась на Причерноморье и Приднепровье

Вместе с тем с культурно-дифференционными процессами совершенствовались культурные достояния и происходила их специализация. Наивыразительнее это заметно в архитектуре: жилье увеличиваются за размерами и количеством помещений, досконалишими становятся технология строительства и строительные материалы. Появляются большие сооружения культового назначения - абсидни дома или дома типа «мегарон», особенно характерные для позднего этапа развития индоевропейской культуры, прежде всего для Микенського периода





Вернуться назад