ЭТНОГРАФИЯ СЛАВЯНО-УКРАИНСКОЙ ДРЕВНОСТИ


Основой этой багатоетапной протоцивилизаций было несколько археологических культур, в частности линейно-ленточной керамики (распространенной в Середньодунайський низменности и в области Карпат, V тыс. к н.э.) и культуры наколчастой керамики второй половины VI - первой половины V тыс. к н.э. ее носители знали примитивное земледелие, охота, рыболовство и преимущественно кочевое скотоводство. Дальнейшее выделение скотоводства со смешанного землеробсько-скотарського хозяйства в самостоятельную область трансформировало эти культуры у культуры Винча, Лендела, Старчево-Кереш тощо.

Этот переломный исторический момент исследователи толкуют по-разному, хотя соглашаются в том, что именно он начал собственно индоевропейскую цивилизацию, ее составной частью была культура причерноморских степей, в основе которой лежали середньостогивська и ямная археологические культуры IV тыс. к н.э. Она формировалась на стыке двух культурных потоков: между осевшими европейскими земледельцами и номадами евразийской степи. Одни отмечались миролюбивостью, другие большей агрессивностью и подвижностью

Как пишет украинский археолог и историк Леонид Железняк, именно на юге Украины земледельческая протоцивилизация Балкан через свой северо-восточный форпост - трипольскую культуру - оказывала непосредственное влияние на предков будущих скотоводов - охотников и рыбаков лисостепив бассейнов Днепра и Донца. Балканские потомки древнейших земледельцев и скотоводов Ближнего Востока передали им не только привычки продукцийного хозяйства, а даже прасемитську и прашумерську сельскохозяйственную терминологию, которая ее лингвисты находят в языке праиндоевропейцив. их локализация в степях и лисостепах между Днестром и Нижним Доном соотносится с тремя упроченными направлениями праиндоевропейських лингвистических контактов. На западе они непосредственно граничили с носителями ближневосточных языков, на северо-востоке - угро-финских, а на юго-восток - картвельских

Концепция Леонида Железняка не противоречит другим гипотезам происхождения и распространение, в сущности, древнейшей человеческой цивилизации, их авторы, искать родину праиндоевропейцив, прямо или опосредованно оказываются в причерноморских степях и на Среднем Приднепровье, т.е. на украинскому этническому грунти. Именно здесь, на стыку разных, а временами и противоположных культур, происходили сложные этнические и етнокультурни процессы, которые наконец и вымесили многослойную украинскую етничнисть.

Она и круг своих источников не была однородной, а вбирала разнообразные культурные субстраты и даже противоположные культурные потоки, генетически формируя многогранную, временами и противоречивую ментальнисть украинства, его культуру, духовность и дух. Корни украинства как плода продолжительных етногенетичних процессов достигает древнейшей человеческой протоцивилизацйи, находясь в центре ее зарождения. Многочисленные археологические памятки удостоверяют наследственность культуры, дают возможность сравнить ее современное состояние из прадавним.

Они указывают, в частности, которая на украинскому этническому грунти встретились две могущественных культуры, вризноманитнени многими дочерними субкультурами. Один из культурных потоков отождествлялся с культурой Винча (от середины V к первой половине III тыс. к н.э.), что распространялась восточнее из Балкан и Западной Словакии. Одна из древнейших цивилизаций, намного давниша за известные нам цивилизации Месопотамии, она была построена не на войнах и завоеваниях, а на хозяйственной деятельности, торговли и колонизациях, несла в себе мирные основы и миролюбивые черты ментальности.

В основе такой культуры лежала продукцийна экономика, которая включала земледелие, ремесла и первичное скотоводство, которое позднее выделилось в самостоятельную и досконалишу область хозяйства, ей отвечала миролюбивая ментальнисть, особенно на раннем этапе развития праиндоевропейськой культуры, о чем свидетельствует, в частности, отсутствие военных и даже оборонительных укреплений. Найденные остатки укреплений назначались лишь для защиты посевов от наводнений, а их многочисленные надстройки свидетельствуют, что носители этой культуры были осевшим населением, культурными земледельцами и скотоводами, которым плоды их работы разрешали продолжительное время проживать на одном месте.Постоянство давних поселений удостоверяют также и хозяйственные здания и жилье людей: преимущественно наземные сооружения и очень редко временные землянки или полуземлянки. Жилье людей давней индоевропейской культуры имело вид небольших жилье из одним, двумя, а позднее по обыкновению с тремя помещениями (камерами) площадью до 30 м2, построенных из плота, обмазанного глиной, а позднее глинобитные и даже вальковани. Трикамерни жилье функционально делились на три части: для хозяйственных нужд и хранения продуктов, для младшей семьи и помещение для брачной пары старшего поколения, которое вместе с тем назначалось и на отправление культа: здесь содержался костер, над которым часто приделывали букраний - священный символ

Традиционное планирование жилья индоевропейцив, функциональное назначение его отдельных частей чрезвычайно точно повторяется в традиционном жилье украинцев XVIII-XIX ст., для которых также характерным было планирование типа дом - сени, дом - сени - амбар, дом - сени - дом и выделения в нем холодного помещения и «чистой» дома; наличие в сенях, или среднем помещении, костра - печи, сперва без дымовой трубы («пыльный дом»), а со временем с дымовой трубой. В отдельных регионах Украины, скажем, на Гуцульщини и Полесье, простейшие, архаические пыльный и полупыльный дома не были редкостью даже в конце XIX ст. Культурно-бытовые аналогии относительно этого очень прозрачные





Вернуться назад