ЭТНОГРАФИЯ СЛАВЯНО-УКРАИНСКОЙ ДРЕВНОСТИ


Осмысление любого явления, в том числе етничности, может быть успешным, если выявлено его генезу (происхождение, возникновение), т.е. найдены корни. Познавательный интерес к нашему, украинских этнических корней ныне становится особенно актуальным как проявление духовного возрождения людей и национального розвою украинского государства. Он питается не обывательским любопытством, а определенной попыткой определить духовные потенции своего народа, накопленные вдоль столетий, и его место в мировой семье народов

Такая грунтовна заинтересованность проблемой требует взвешенного подхода к ее изучению, научным принципом которого может быть формула: лучше недоговорить о проблеме, чем наговорить лишнего. К сожалению, нет недостатка фантастических, научно необгрунтованих гипотез, которые трактуют происхождение и этническую историю украинцев как «чистый» процесс, не связанный с етногенетичними процессами других народов. Не имеют оснований и утверждение о весьма уже продолжительной этнической истории украинцев, которая насчитывает буцимто свыше мильйонрокив.

Объективные научные исследования, в частности археологические, дают основание твердить, что этнический пласт культуры начинает прослеживаться только в период позднего палеолита (10 тыс. лет тому), да и то с большой частицей предположения. Относительно этого периода, то певнише можно говорить не об этногенезе (который зарождается только в системе родственных культур), а о генезу отдельных археологичнихкультур.

Одной из систем родственных культур, которые допускает генезу праукрайнського этноса, есть индоевропейская культура, или индоевропейская етномовна семья. Она сложилась 5-6 тыс. лет тому на основе индоевропейского праязыка, от которого позднее начали ответвляться етномовни ветви, в том числе славянская (на границе II-И тыс. к н.э.), восточнославянская (в начале нашей эры), украинская (IX-X ст.).

Это - одна из наибольших етномовних семей, которая состояла из 13 языковых групп: индийской (хинди, урду, санскрит), иранской (персидская, афганская, таджикская, осетинская, давньоперська Авесты, скифская, сарматская, сакська), славянской (польская, чешская, словацкая, украинская, русская, белорусская, сербохорватська, болгарская, македонская), балтийской (литовская, латышская, прусська), германской (норвежская, шведская, датская, английская, исландская, готская), романской (португальская, испанская, французская, итальянская, провансальская, румынская, латынь, умбрийська, окська), кельтской (ирландская, бретонская, уельська, гальська), греческой (новогреческая, греческая и микенська), иллирийськой (фракийська, иллирийська, дакийська), анатолийськой (хеттская, палайська, лувийська, лидийська), албанской, армянской и тохарськой. Почти половина с будто индоевропейской семьи теперь считается мертвой

Итак, если опираться на доказанную концепцию существования языковой общности, значит, что большинство народов Европы, а также значительная часть народов Малой Азии, Кавказу и Индии - родственные и близкие за культурой. Остается только очертить территорию прародины бывшей большой семьи или определить место в ней славяно-украинского компонента. Проблема эта довольно сложная и далеко не разрешима, о чем, в частности, свидетельствует большое количество научных гипотез. Рассмотрим лишь несколько найобгрунтованиших.

1. Пивничнопричорноморська гипотеза (В. М. Даниленко) доказывает, что индоевропейская общность зародилась на степной границе Европы и Азии в X-VII тыс. к н.э. и позднее распространилась на Европу и Кавказ, поделившись на три группы. Одна из них, що оставила следы в виде ямково-гребинцевой керамики, днепр-донецкой та азово-днепровской археологических культур неолита, формировала етничнисть население Украины

2. Анатолийсько-балканська (И. М. Дьяконов) отстаивает идею индоевропейской прародины в Балкано-Карпатському бассейне. Некоторые племена поселились на территории Украины: прототохари, позднее индоиранци и балт-славяне. Материальный след этой цивилизации - линейно-ленточная керамика V-IV тыс. к н. е.

3. Анатолийсько-пивничнопередньоазиатська (Т. В. Гамкрелидзе) связывает создание индоевропейской этнической общности с культурой Чатал-Гуюка VI-V тыс. к н.э. на границе Закавказья и Верхней Месопотамии. Позднее, в III тыс. к н.э., эта праспильнисть распалась на тохаров, которые попрямували восточнее (в Центральную Азию), и давньоиндоевропейцив, для которых поволжская и причерноморская степи стали «вторичной» прародиной (ямная культурно-историческая область).4. Центрально- и пивденноевропейська гипотеза (Б. В. Горнунг) отстаивает идею нескольких индоевропейских зон: одна из них пов язана с культурой Старчево-Кереш, трансформированная у культуры Винча - Тордош и Тиса; вторая - с буго-днестровской, а позднее с трипольской. Близкая к этой концепции гипотеза В. О. Сафронова, который выводит индоевропейскую группу из археологической культуры линейно-ленточной керамики, видиялючи в ней несколько последовательных этапов: VII - середина VI тыс. к н.э. - ранньоиндоевропейська; V тыс. к н.э. - середньоиндоевропейська; конец V-IV тыс. к н.э.- пизньоиндоевропейська; IV тыс. к н.э. - давньоиндоевропейська.





Вернуться назад