Максимович Михаил Александрович - неутомимый украинский ученый-исследователь

Главная - Украиноведение - Максимович Михаил Александрович - неутомимый украинский ученый-исследователь

Лекциями Максимовича на кафедре ботаники Московского университета захватывались О.Герцен и М.Лермонтов. Настойчивая работа и большие способности оказывали содействие потому, что в 1833 году, когда М.Максимовичу было лишь 29 лет, ему присуждена научная степень доктора биологических наук и звание ординарного профессора

Еще во время защиты магистерской диссертации в 1827 году Михаил Максимович подготовил и выдал первую в России и Украине сборник «Малоросийськи песни». Позднее исследователь выдал сборника украинских народных песен в 1834 и 1849 годах. До многих песен Максимович прибавлял подробные исторические комментарии, которые давали возможность глубже понять их содержание и вместе с тем жизнь украинского народа. Сборникам Максимовича дал высокую оценку М.Гоголь. О.Пушкина использовал их в своей поэме «Полтава». Иван Франко подчеркивал, что издание Максимовича имели большое влияние на формирование патриотизма во многих передовых людей Украины. А русский композитор О.Алябьев, с которым М.Максимович был в дружеских отношениях, положил на музыку 25 песен из сборника «Малоросийськи песни». Фундаментальная работа Максимовича «Дни и месяцы украинского крестьянина», статьи «Что такое думы» и «Заметки о бытовых песнях» стали первоосновой этнографии как науки.На примере сборников украинских песен и других своих исследований Максимович показал, что народное искусство является наивысшим типом искусства, оно является образцом для писательства и других видов творчества. Украинский народ является властителем такой культуры, которую можно поставить вровень с лучшими образцами народной культуры Европы. Творцом этой культуры есть именно та безымянная масса закрепощенного и угнетенного народа, на которую с пренебрежением смотрит часть малоросийського спольщеного или срусифицированного украинского панства и великорусская интеллигенция в лице Аскоченського, Соловйова, Погодина. На примерах из фольклора и «Слова об Игорев поход» Максимович доказывал, что украинский язык целиком самостоятельный, а не испорченное русское «наречие», как считал его оппонент М.Погодин. Украинский язык зародился в древнейшие времена, о чем свидетельствуют многочисленные украинизмы в «Слове об Игорев поход», и самые украинцы являются автохтонами на территории от Дуная до Дона. Такими смелыми и опасными к тому времени научными выводами Максимович вселял у современников-украинцев чувства гордости за свой народ, отстаивал его самостоятельность, равенство с другими народами и право на свою жизнь и национальную культуру. А напечатанные 1863 года в журнале «День» «Новые письма к Погодина о старобутнисть малоросийського нариччя» окончательно нанесли поражение погодинський теории о старшисть «великорусской» языка над «малоруською».

В написанной 1837 года работы «Откуда походит русская земля за сказанием Несторовой повести и за другими старинными писаниями русскими» ученый резко выступил против норманськой теории происхождения Движении. Он убедительно доказывал, грунтуючи свои утверждения на фольклорной и языковедческой базе и летописных источниках, которые основателями Киевской Движении были славянские племена, которые боролись за независимость своей земли от иностранных захватчиков - степных кочевников, норманських купцов-грабителей и польськихфеодалив.

Много лет Максимович посвятил изучению «Слова об Игорев поход», написав об этой памятке семь работ, которые не потеряли своего значения и ныне. В украинской литературе он впервые осуществил перевод «Слова» на украинский язык, показав ее современникам как памятку собственно украинского языка

Как настоящий ученый, который руководствуется в своих выводах документами и материалами архивов, летописями, народным песенным творчеством и старается быть независимым от вельмож и политической ситуации, Максимович выступал против дворянско-шовинистической концепции во взглядах на историю украинского казачества. Он доказывал, что казаки сформировались из народных масс в результате тех социальных процессов, которые происходили в Украине, а не из воли польского короля, который организовал их для защиты границ от татар. Исторически известными, считал Максимович, казаки стали уже после 1471 года, когда Киевское княжество было преобразовано на воеводство и развило под началом старосты черкасского и каневского Евстафия Дашкевича с 1508 по 1536 года. Защищал украинский ученый казачество и от польских аристократов, которые смотрели на запорожское рыцарство как на холопство, быдло и розбийникив. Вместе с тем он показал в своих исследованиях, в частности в «Сказании о Колийвщину», массовые насилия шляхты над украинским народом. Это исследование запретила цензура, и лишь после смерти автора, 1875 года, оно увидело мир

Максимович был первым историком старинного Киева, посвятив ему двадцать пять статей. Он впервые показал роль Петра Могилы в строительстве украинской культуры, рассказал об истории создания многих киевских памяток, в частности Трьохсвятительськой, Воздвиженськой, Иоаннивськой церквей, Крещатика, Золотых ворот, городских валов, подъемов. Обороняя родную культуру от нападок имперских научный работников, он в письмах к князю Вяземського снова решительно выступает против панславизма с русским лицом, а фактически против русификации украинской культуры, игнорирование украинского языка как языка большого отдельного народа. Он утверждал, что украинский язык возникший еще во времена Киевской Движении, раньше за русскую

Максимович своим примером зажег многих на собирание и исследование украинской старины. Вследствие многочисленных путешествий по Украине он создал новаторские для того времени работы «Украинские стрелы старинных времен, которые были собраны свыше Днепром возле Михайловой горы», «О предметах давности, которые были переданы автором в музей Московского археологического общества», «Археологические записки о Киеве и его окраинах», что начали украинскую археологическую науку