ЛЮБИТЕ ПИСАНКУ, КОТОРАЯ Б И ЧИЯ БЫ ОНА НЕ БЫЛА - ЭТО ПРОИЗВЕДЕНИЕ ДУШИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ


Писанка - это магически-символический знак весны и пробуждение жизни со всеми его периодами: рождение, рост, цветение, плодоношение и отмирание. Вместе с тем она - часть украинского народа, его предковичних традиций, культуры, верований, связанных с обрядами большого праздника - Воскресение Христового

Именно с приходом Пасхи и связанные надежды на лучшую судьбу, на мир, согласие в обществе и родини в целом, их гармоническое единение с природой. Поэтому основной традицией к Пасхе считается писанка, которая приносит нам много радости и счастье, не только своим мастерством выполнения, а и изысканными символами, которые ведут начало из глубины возрастов. Одной из таких майстринь-писанкарок и есть Анна Юрьевна Гавриляк, которая не только пишет, а и может объяснить значение каждой со своих маленькихшедеврив.

Ее творчество неоднократно выставлялось на региональных вернисажах, ее задел имели возможность оценить участники и гости Всемирного Конгресса “Союза Украинок”, и на Международном съезде писанкарив. Анна Гавриляк есть членкинею Креневой союза “Журавка”.

Эта мужественная женщина - врач хирург окулист. Выходец с между тех людей, которые уважают и не забывают о духовности наций, которую подают по-своему.

Пани Гавриляк родилась 5 мая 1930 года в с.Чернятини Городенкивського района, который на Ивано-Франкивщини, в семье бывшего обозного Петлюровской Армии Юрия Федишина и Евдокии Фомы. Закончив семилетку в родном селе и среднюю в Городенке, поступает она к тогдашнему Станиславскому Мединститута, где получила специальность ликаря-ликувальника. Работала в Коломийському районе той же области. Со временем получила специальность окулиста, организовала офтальмологичну службу на Коломийщини, где заведовала очным отделением и проработала к выходу на пенсию

Но писанки любила писать еще из детских лет, когда и было заложено в ее душу любовь к родному краю, к родителей, к людям, окружающей красоте...

Как упоминает наша героиня, еще в школе в польских времена ощутила на себе несправедливость и неприязнь ко всему украинского, и это породило спротив детской натуры, которая на всю жизнь оставил зарубку в ее сознании и побуждал делать все не так как другие, быть собой. Каждого года перед Пасхой ее мать тоже писала писанки. Под влиянием виданного праздник действа дочурка начала и себе разрисовывать на яйцах. Писанки традиционно дарила знакомым, родным, а в поливаний понедельник - ребятам, а верней ему одному - выбранному

Жертвенное отношение к своей специальности, опыт сложных и скрупулезных операций на глазах и добытая в детстве техника писания писанок вызвали в ее сердце импульс для продолжения творческой жизни в сфере росписи

Каждая писанка есть неповторимой как и самый автор, ее расположение духа, окружение, движение природы, цвета, звуки - все то, что повлияло на внутренний свитмайстрини.

Теперь бывший эскулап пишет писанки древнейшим способом - самодельным писаком, пчелиным воском, свечкой...

В каждую писанку воплощает часть своего “я”, чтобы от него обогащалась добром и красотой каждый человек, который, верится, найдет в них неповторимость и оригинальность

Вот как наша краяна говорит об этом: “Я ничего не выгадываю, образовывая орнамент рисунку писанки, а использую символику живого человека, природы и вселенной, в основе которого есть 5 знаков: звезда, трезубец, круг, крест, свата... Как бы не комбинировала рисунок писанки, невозможно его написать без их использования изменяя временами форму или направления

Немалое значение в писанках художницы занимают геометрические элементы, а особенно цвета. Размещает их она на подобие радуги. Фон писанок преимущественно бордового, меньше белого и красного, а изредка фиолетового, зеленого и синего цвета. В каждой писанке обязательно присутствующий желтый цвет и только немножко оранжевого

Тематика ее писанок разнообразная. Сначала использовались элементы быта (рисунки ковров, верхней одежды, верети, вышитые сорочки), потом фрагменты церковной атрибутики. Отображенные и птицы, растения. Особого внимания предоставляет, бесспорно, Трипольской культуре и росписи писанок Подольского края. В течение последних лет были написаны вещи, навеянные фантазией с использованием естественных явлений, изображением человека и иншихдеталей.





Вернуться назад