Обычаи нашего народа и растительность. Летные обряды


Календарная обрядность найсуттевишу часть традиционно-бытовой культуры, поскольку по сути определяет весь распорядок жизни человека на протяжении года. Ключевое понятие календарной обрядности - коляда (от лат. calendae - первый день каждого месяца) - фиксировало определенную ритмичность жизни за сугубо внешними признаками. Относительно внутренней ее сущности, то она предопределялась двумя факторами: стадиальностью процесса жизнедеятельности человека и сезонностью природы. Стадиальность жизнедеятельности делилась на три главных момента: свадебный сезон, когда разрешалось укладывать браки; период заготовки запасов на зиму и время культа предков. Эти моменты концентрировали в себе триединство важнейших составных человеческого бытия: физического существования, продолжение рода и духовного воспроизведения. В такой же логической связи находилась календарная обрядность и с природой, соответственно делясь на четыре основных цикла: зимний, весенний, летной и осенний

Каждый цикл обрядности приурочивался, с одной стороны, к естественным явлениям, из другого - к соответствующим им видов сельскохозяйственной деятельности

Весеннее пробуждение природы вызвало и оживление деятельности человека, а заодно и старание обеспечить успех в этой деятельности через обращение к богам. Зимний цикл обрядности приходился на поворотный момент в природе - зимнее солнцестояние - и на начало нового года, и у человека возникало естественное желание предусмотреть будущее и вместе с тем повлиять на него. Именно поэтому в зимнем цикле так много колядований, щедрувань, ряджень, ворожений. Летные обряды опять-таки вызвались поворотным моментом в природе - пожилым сонцеворотом, а также важным аграрным периодом - ожиданием урожая. Его обеспечение представляло суть магии растений (Зеленые праздники) и воды (Ивана Купала): обрядность этих праздников сводилась к воззванию урожая. Осенний обрядовый цикл совпадал с помарнинням природы и вместе с тем - с апофеозом деятельности человека - собиранием даров природы (обжинки, дожинки) и подготовкой следующего урожая. Итак, цикл замыкался и снова начинал из тех самых естественных явлений, тех самых хозяйственных проблем и соответствующих обрядовый действий. А повторяемость представляет основу механизма создания календарных обрядовихтрадиций.

Относительно природы последних существуют два взгляда: один объясняет существование календарных обрядов исключительно из позиций солярной (космогонической) теории, второй - из точки зрения теории аграрной (хозяйственной). Религиозная, в том числе построенная на космогонических взглядах, основа календарных обрядов, конечно, имела место: ведь в глубокую дохристианскую давность среди славянства бытовал особый религиозный календарь, согласно которому люди вшановували своих богов. Но при этом каждый из богов олицетворял определенную стихию, от которой зависел успех земледельческих занятий. Позднее связь хлебопашества с солнечными стихиями проявился рельефнише, как и более четким стало его оформление обрядово-ритуальными средствами. Итак, календарная обрядность украинцев, как и других земледельческих народов, есть аграрно-магической, связанной с почитанием солнца, растительности, предкив.

Непосредственная связь богов и божеств с хозяйственной деятельностью человека наглядно оказывается в земледельческих поговорках: «На Юрия спрячется в ржи курка»; «На Прокопа ржи копна»; «Как придет Илья, то наделает в поле гнили»; «Дождался Луки: ни хлеба, ни мучения»; «Кто не посеял к Богослову, тот не варт доброго слова» и т.п.. Тем не менее глубинную основу указанной связи раскрывает именно система календарнихобрядив.

Прежде чем приступить к характеристике зимнего цикла обрядности, укажем, что практика встречи Нового года 1 января была внедренная лишь с 1700 p., - традиционно же его праздновали 1 марта. Впрочем за сравнительно короткий исторический период сложилась новая традиция и новая система календарной обрядности. Хотя разнобой в летосчислении иногда дает себя знать: например, в некоторых колядках и сейчас поют не о зиме, а о початоквесни.

Зимний цикл народной календарной обрядности украинцев начинается из Коляды, которые отмечается накануне Рождества (24 декабря ст. ст.) и заканчивается Водохрещею (5 января). Этот период называется зимними святками, или Дванадцятиденним; християнизований же цикл продлевается до 24 февраля - праздника Обритення главы Иоанна Крестителя. Вообще зимний цикл включает такие праздники: Коляду (или Праздник-вечер); Праздник рождения солнца (или Рождество Христовое, 25 декабря); Новый год (Маланки или св. Василия Большого), Крещению (или Богоявление), Сретение (1 февраля) и Обритення.

Вечер накануне Рождества (Коляда, Праздник-вечер) назывался еще богатой кутьей. К нему тщательно готовились: растапливали печь 12 поленьями, которые высушивались 12 дней, пекли и варили 12 ритуальных кушаний, главные из которых - рождественская кутья и компот. Под вечер к дому вносили дидуха - обжиночного снопа. Считалось, что он, как и все другие домашние вещи, приобретает чудодейственную силу и приносит счастье и успешную работу. По ужину детей рядили к родственникам и близким с дарами и кутьей, лишь бы поминути души умерших.Начиная от Праздника-вечера и вплоть до Крещении колядовали и щедровали - пели ритуальных песен-пожеланий хозяевам жилье и их домочадцам. Эту обрядовую миссию выполняла молодежная община, которая должна была обойти и поздравить все семьи села. Считалось, что все, о чем поют колядовщики и щедрувальники, сбудется, итак, их пения были своего рода добрыми заклятиями. Особенно активно певческие ватаги действовали накануне Нового года - на праздник Маланки. В состав такой молодежной компании входили старший предводитель, заспивувач, музыки (скрипач, цимбалист и игрок на бубоне), иногда еще танцоры и михоноша. Нередко колядовщики, а временами и щедрувальники, представляли так называемый «живой вертеп» - специфический фольклорный театр костюмированных исполнителей, его главными действующими лицами были «Маланка» или «Коза», которые разыгрывали интермедии, которые представляли собой традиционные обряды. Так, основным ритуальным действием «Козы» был танец, который отображал «умирание» и «воскресение», символизируя тем самым цикличность природы и сезонность аграрной деятельности. Аграрно-магическое содержание новогодней обрядности еще выразительнее проступало в засеваниях (посыпаниях). Этот обряд выполняли в первый день Нового года и взрослые, и дети. Зерно, посилане ими, сохраняли к посеву, часть же отдавали куркам, лишь бы лучше неслись, а также скоту, чтобы обеспечить ее здоровье и приплод. Среди украинцев бытовал и более архаический обычай - ходить под Новый год с плугом, имитируя пахоту





Вернуться назад