Обычаи нашего народа и растительность: весенние обряды

Главная - Украиноведение - Обычаи нашего народа и растительность: весенние обряды

Место растений в весенних обрядах занимали немалое место. Много растения выступали своеобразными народными символами благополучия, благосостояния, святошества

Среди весенних праздников наибольшим богатством обрядовых действий выделялся пасхальный цикл. Установленное христианской церковью в честь "чудесного воскресения Исуса Христоса" праздник Пасхи (Пасхи) в народном быту цепко удерживало языческие традиции. К ним можно отнести выпекание обрядового печенья, крашение яиц, весенние игры и танцы молоди, культ предков, аграрно-магические, очистительные обряди и т.п.. После "середпистя", которое делило Большой пост на две равные половины, в народном календаре подолян выделяли "белый", "вербный", "страстной" неделя. На "белом" неделе белили дома и сияли рассаду капусты. В "вербную" воскресенье приносили из церкви освященную вербу и шмагали ею всех членов семьи и скот, приговорюючи: "Лоза бьет, не я бью, за неделю Пасха". Позднее этой ветвью первый раз выгоняли коров у стадо

От "вербной" воскресенья начинали активную подготовку к Пасхе: варили яйца и расписывали "писанки", красили "галунки", начиняли колбасы, выпекали обрядовое печенье, включая обязательный пшеничный кулич и сладкую бабу. Освященные в церкви пасхальные кушанья считались сильнодействующим магическим и лечебным средством. Так свяченим маком на Юрия обсыпали обору, чтобы застеречься от ведьм, свяченим салом лечили вымени коровы, цилушку свяченого хлеба давали отведать, когда болело горло, и т.п.. Существовало поверье, что рештки пасхальных кушаний - кости и прочее, закопанные на границах полей, могут спасти их видграду.

В "страстной", или "чистый" четверг перед Пасхой на Подолье было заведено "чистить" жеребцов и свиней. Вечером в этот день каждая хозяйка старалась принести из церкви зажженную свечку ("страстную"). Ею выпаливали кресты на стеле и двери, надеясь таким образом защитить свой дом от злых сил. С помощью "страстной" свечки стремились лечить лихорадку и рожу (мальву), ее давали у руки умирающим, чтобы облегчить предсмертну агонию. За народными поверьями, свечка могла спасти от громового ливня или пожара, который возникает видблискавки.

В ночь из субботы на воскресенье, на холмах или круг церкви раскладывали костры.каждая семья в селе должна была выделить дрова для общего костра. Тех, кто забывал об этой обязанности, наказывали тем, что похищали какую-нибудь деревянную вещь из двора. Подготовкой большого коллективного костра, который должно было гореть всю ночь, обычно занималась парубоча молодежь

Весной древние славяне-земледельцы весело отмечали праздник пробуждения земли от зимнего сна, появление первой листвы на деревьях. Праздник это происходило в священных рощах, где выполнялись ритуальные песни и танцы - гайвки. Когда христианская церковь не смогла уничтожить этой традиции, она была вынуждена приспособить ее к Пасхе

Массовое пасхальное гуляние происходило в дворе возле церкви - на кладбище. На "гайвки" собиралось все село. Люди одевали наилучшую одежду, обменивались традиционными приветствиями: "Христос воскрес!" - "Войстину воскрес!", дарили друг другу писанки и пасхальные яйца (галунки). Девушки возвращали своим избранникам "колодки".

Разнообразными были виликодни забавы. Начиная из воскресенья на протяжении трех дней всем прихожанам разрешалось звонить в церковные звоны. Более всего этим правом пользовались дети. Пасхальному звону приписывалась определенная ритуальная роль. Считалось, что он видлякуе "нечистую" силу и оказывает содействие поэтому, "чтобы гречка родила". Кроме звонов ритуальный шум создавали с помощью всяческих самодельных устройств. Парни-подростки стреляли на Пасху из самопалов - "моздирив". Важнейшей частью великодневого массового гуляния просто неба считались игры, песни и танце. Молодежь соседних сел соревновалась между собой в том, кто лучше организует гайвки. Различали игры детские, парубочи, девичьи, смешанные и общие. Популярной детской игрой было "цокане" - битье яйцами. Сначала "чокались" носками, а потом "гузками". Тот, кому повезло разбить яйцо соперника, забирал его себе как выигрыш. Парубочи игры - "поп", "черт", "харлай", "каши варить", "длинной лозы" и другие имели большей частью характер соревнования в ловкости, скорости и силе. В девичьих играх - "шум", "жельман", "кострубонька", "мак", "кривой танец" - подвергает испытанию художественные способности участниц - умение перевоплощаться в определенный образ, умение петь и танцевать. Недаром пасхальные игрища в народе считались настоящим ярмаркомнаречених.

Каждая гайвка выполнялась как драматическая сценка. Чаще всего в них обигрувались мотивы весеннего обновления природы, любовь, брачной жизни. Нередко водили хороводы - круговые и ключевые. К круговым относились танцы "мак сиять", "перепилка", "зайчик", "ящерица", "король", "немилый" и т.п.., к ключевым - "галка", "чечетка", "горобчик", "кривой танец", "шум", "просо сиять". В игре "Горошек", например, пели:

Вейся, горошка, в два стручка,